УПРАВЛЕНЧЕСКИЕ РЕШЕНИЯ.
1. Понятие принятие решений. Решение это выбор альтернативы, а принятие решения это интегральная часть управления организаций любого рода. Менеджером можно назвать человека тогда и только тогда, когда он принимает организационно-управленческие решения или реализует их через других людей. Принятие решения это составная часть любой управленческой функции. Принятие решения и ответственность является тяжелым моральным бременем, проявляется на высших уровнях управления. В области принятия решения можно выбрать 4 роли руководителей: предприниматель; специалист по исправлению нарушений в работе; распределение ресурсов; специалист по достижению соглашений. Характер работы менеджера зависит от уровня управления, на котором он находится. Поэтому существуют различия и в характере решений, которые принимаются на разных уровнях управления. Принятие решений отвечает на целый ряд вопросов. Каждая управленческая функция связана с несколькими общими жизненно важными решениями, которые требуют реализации. Решения типичные для планирования: какими должны быть наши цели? Какие стратегии и тактику следует выбрать для достижения поставленных целей? Решения типичные для организации: каким образом следует структурировать организацию? Как целесообразно укрепить блоки выполняемых работ? Решения типичные для мотивации: в чем нуждаются мои подчиненные? Что можем мы сделать, чтобы повысить уровень удовлетворенной работы и производительность труда подчиненных? Решения типичные для контроля: как следует измерять результаты работы? Как часто следует давать оценку результатов?
2. Типы организационно – управленческих решений. ОУР – это выбор, который должен сделать руководитель, чтобы выполнить обязанности занимаемой им должностью. Цель ОУР – обеспечить движение поставленных перед организацией задач, поэтому наиболее эффективным ОУР-ем будет такой выбор, который и на самом деле может быть реализован и внесет наибольший вклад в достижение конечной цели. Типы: запрограммированные УР – есть результат реализации определенной последовательности шагов или действий, подобны тем, что при решении математических уравнений, т.е. структурированное решение. Число возможных альтернатив ограниченно и выбор должен быть сделан в пределах направлениях заданных организацией. Программирование можно считать важным вспомогательным средством в принятии эффективных ОУР. Не запрограммированное решение – эти решения необходимы в ситуациях, которые характеризуются в большей или меньшей степени новизны или же сопряжены неизвестными факторами или же внутренне не структурированы. Поскольку заранее не возможно составить конкретную последовательность шагов, руководитель должен разработать процедуру принятия решений. Число не запрограммированных решений можно отнести к решениям следующего типа: какие должны быть цели организации, как улучшить качество продукции, как усовершенствовать структуру управленческого решения. Причиной проблемы может быть любой фактор. Руководитель располагает множеством вариантов выбора. Компромиссы – для любого руководителя затруднено, если вообще невозможно принять решение, которое совсем не имело бы каких-то либо отрицательных последствий. Эффективно работающий руководитель, это индивид, понимает и принимает как факт, что выбранная им альтернатива может иметь недостатки и возможно даже незначительные, но принимает данное решение поскольку с учетом всех факторов оно представляется ему более желательным с точки зрения конечного эффекта. Как правило флюгельная тактика не принятия решения – это самый худший ход, чем принятие худшего решения. Есть ситуация, когда отказ будет лучше, чем принятия решения.. Рассматривая процессы принятия решения следует учитывать: что принимать решения, как правило, сравнительно легко, все что делает человек сводиться к выбору, направлению, действию, то трудно принять хорошее решение; что принятие решения это технологических процесс(иногда решения принимаются интуитивно).Интуитивное решение – это выбор сделанный только на основе того, что этот выбор правильный, мы не занимаемся сознательным взвешиванием «за» и «против» по каждой альтернативе и не нуждаемся в понимании ситуации, т.е. просто делаем выбор. Решения, основанные на суждении – это выбор, обусловленный знаниями и накопленным опытом. Руководитель использует знания о том, что случалось в похожих ситуациях раньше, чтобы спрогнозировать результат альтернатив. Опираясь на здравый смысл, выбирает альтернативу, которая в прошлом принесла успех. Решение оправдано тем, что многие ситуации в организациях часто повторяются. Поскольку решение принимается в голове руководителя, то оно обладает значительными достоинствами, как быстрота и дешевизна принятия решения. Недостаток: вероятность ошибок и неопределенность. Рациональные решения – обоснованны с помощью объективно аналитического процесса, т.е. оно принимается на основе экономического анализа и многовариантного расчета.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.