СОЦИАЛЬНАЯ ЭКОЛОГИЯ: ВВЕДЕНИЕ
Социальная экология – это наука, изучающая взаимодействия в системе общество-природа, влияние окружающей среды на общество и наоборот (Петров К.М.).
По Комарову В.Д.: социальная экология – это раздел экологии, исследующий отношения между человеческим обществом и окружающей средой: географической, социальной и культурной…Социоэкология – наука, изучающая взаимоотношения в системе “общество-человек-техника-природная среда”.
Социоэкология – научное направление или совокупность направлений, изучающий проблему взаимоотношения человеческого общества со средой его обитания.
Простое определение дает Горелов А.А.: социальная экология – наука, изучающая взаимоотношения человека и природы.
Гиренок Ф.И. считает, что социальная экология – это наука о природной среде окружающей общество.
Таким образом, практически во всех случаях социальная экология:
1) раздел экологии;
2) наука, изучающая взаимодействие человеческого общества с окружающей средой.
Социоэкология как наука образовалась на стыке естественно-научных (биоэкология, геоэкология, физическая география и т.д.) и социальных (социология, психология, культурология и т.д.) направлений.
Источники социальной экологии:
1. Экология (биоэкология, геоэкология, экология человека);
2. Социология (экосоциология, социобиология);
3. Антропогеография;
4. Учение о биосфере В.И. Вернадского;
5. Учение об этносфере и этногенезе Л.Н. Гумилева.
В современной социальной экологии существует два основных направления:
1) естественно-научное – базируется на достижения экологии, биологии, географии и т.д.;
2) общественно-научное – основывается на достижениях социологии, истории, экономики, психологии, политологии.
Очень часто эти два направления переплетаются в рамках социоэкологических концепций и теорий. Рассматривая историю развития социоэкологии как науки можно выделить несколько направлений, в которых шло формирование основных социоэкологических теорий и концепций:
1) географическое (антропогеографическое, геополитическое, медико-гоеграфическое);
2) социал-дарвинистическое (биосоциологическое);
3) социологическое (экосоциологическое).
ПРЕДПОСЫЛКИ СОЦИАЛЬНОЙ ЭКОЛОГИИ
Начальный этап формирования социальной экологии как наука приходится на 18-19 столетия, когда в трудах различных ученых рассматривались взаимосвязи между человеческим обществом и окружающей его средой.
Шарль Луи Монтескье (18 век) в труде “О духе законов” рассматривал материальные и физические факторы (климат, географическая среды) и их влияние на человека, его нравы, политические структуры. Так, тип правления соответствует определенным размерам территории, занимаемой данным обществом: “Республика, по своей природе, требует небольшой территории, иначе она не удержится….Обширные размеры империи – препосылка для деспотического управления”.
От климата, считал Монтескье, зависит темперамент людей, их чувственность, манера поведения. “В холодных климатах чувствительность человека к наслаждениям должна быть очень мала и чрезвычайно сильна в жарких странах”. Причину распространения рабства в жарких странах он видит в том, что “жаркий климат… настолько истощает тело и до того обессиливает дух, что люди там исполняют всякую трудную обязанность только из страха наказания”” и “в таких странах рабство менее противно разуму”.
Монтескье указывает: “Многие вещи управляют людьми: климат, религия, законы, принципы правления, нравы, обычаи; как результат всего этого образуется общий дух народа”.
Важный вклад в социоэкологию внес Томас Мальтус (1766-1834). Т. Мальтус является родоначальником одной из популярных теорий социоэкологии – мальтузианства. Теория Мальтуса была изложена в труде “Опыт о законе народонаселения” (1798). Мальтус сформулировал закон народонаселения: этот закон “состоит в постоянном стремлении, свойственном всем живым существам, размножаться быстрее, чем это допускается находящимся в их распоряжении количеством пищи”. Второй закон Мальтуса – закон убывающего плодородия. Закон убывающего естественного плодородия почвы гласит: постоянное изъятие урожая ведет к снижению естественного плодородия почв. В результате этого увеличение средств существования (пищевых ресурсов) происходит в арифметической прогрессии.
Аргументация Мальтуса базируется на двух положениях, вытекающих из сформулированных законов:
1) размножение (увеличение численности населения) происходит в геометрической прогрессии, в соответствии с которой население удваивается каждые 25 лет;
2) накопление, увеличение средств существования растет в арифметической прогрессии, что соответствует закону убывающего плодородия почв.
Из несоответствия размножения и средств существования (богатства) вытекают все человеческие конфликты. Избыток “лишних” людей, не обеспеченных средствами существования служит причиной революций, войн, великий переселений народов, т.е. движущей силой истории человечества. “Главная и непрерывная причина бедности мало или вовсе не зависит от образа правления или неравного распределения имуществ”.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.