Введение в социальную экология. Предпосылки социальной экологии. Социально-экологические системы. Антропогенез и географическая среда, экологические кризисы прошлого, страница 30

5) государство контролирует (до полной монополии) ремесла, торговлю; государство контролирует более 90% всей экономики;

6) важная роль идеологии, заключающейся в обожествлении царя, благодетеля, спасителя рода человеческого, высшего существа.

            Виттфогель объединил государства Древнего Востока (Египет, Месопотамия), Америки (ацтеки, инки), Восточной Африки в особую историческую формацию, которую назвал “гидравлическим обществом” или “гидравлической цивилизацией”. Основной чертой этих обществ Виттфогель считал ту фундаментальную роль, которую играет искусственная ирригация в их экономике. Виттфогель также считал, что “агродеспотическое” государство может возникнуть и не на базе ирригации.

            Если в Месопотамии, Египте, Малой Азии “агродеспотические” государства рождались и умирали, менялись народы, религии, формации и т.д., “гидравлическая цивилизация” не пережила Римской империи, то на востоке время остановилось. История Китая -–пример того, как тысячи лет в разных формах существует “агродеспотическое общество”.

            Во 2-м тысячелетии до н.э. (эпоха Инь) в Китае преобладало сельское хозяйство, основанное на работе больших масс крестьян, руководимых чиновниками, которые указывали на каких полях, когда, что и как сеять. Кроме трудовой повинности крестьяне обязаны были трудиться на строительных работах: “О вы земледельцы В этом году урожай уже весь убран Пора строить дворец…”.

            Все существенные аспекты жизни находились в ведении царских (ванских) управлений, из которых основными были три: земледелия, войны, общественных работ. Брак крестьян регламентировался государством (управление земледелия). Существовало пять наказания: смерть, кастрация, отрубление пятки, отрезание носа, клеймение.

            Завоевание Китая кочевниками не приводили к каким-либо особым изменениям. Так, кочевники Чжоу, завоевавшие государство Инь, просто превратились в привилегированный слой населения, а позже ассимилировались.

            В 4 веке до Р.Х. китайский ученый Шан Ян изложил теорию государства. Он выделил два дела, которым должны быть подчинены и ради которых должны быть подавлены остальные человеческие интересы – земледелие и война. От них зависит будущее страны: только эти занятия должны поощряться государством. Вся хозяйственная деятельность должна иметь одну цель – земледелие. Для чего? Для того, чтобы: 1) “когда все помыслы обращены к земледелию, то люди просты и ими можно легко управлять; 2) “чтобы кормить армию во время войн”.

            “Необходимо довести народ до такого состояния, чтобы он страдал от того, что не занимается земледелием, чтобы он пребывал в страхе оттого, что не воюет”.

            Для этого все иные занятия систематические подавляются, пресекаются те виды деятельности, которые менее подчинены государственному контролю. “Заурядные люди занимаются торговлей и ремеслами, дабы уклониться от земледелия и войны. Когда это имеет место государство в опасности”. В идеале Шан Ян предлагает ввести государственную монополию на торговлю, ведение строительных работ, добычу полезных ископаемых, пользование водными путями. Частные интересы – это черви и трещины в государстве. Паразиты или вши – это образованность, музыка, человеколюбие, бескорыстие, красноречие, знания, талант.

            В 3 веке до Р.Х. это идеальное государство было построено – империя Цинь. Первый император велел именовать себя Цинь Ши-Хуанди (божественный владыка земли). На императорской стелле было выбито: “Заслуга Императора состоит в том, что он заставил население заниматься основным делом. Поощрял земледелие и искоренял втростепенное…”

            В эпоху Цинь была установлена госмонополия на воду, производство орудий труда, оружие, добычу соли, руды, строительство и образование. Уголовное законодательство основывалось на принципе круговой поруки: за каждго человека отвечали шесть его родственников; применялась также казнь “родственников трех ветвей родства” – по линии отца, матери, жены. Был издан указ о сожжении всех книг. Велось гигантское строительство: “Великая китайская стена”, дороги, пересекающие всю страну, дворцы, мавзолеи, каналы, плотины и т.д. Практиковалось массовое переселение крестьян – сотни тысяч семей насильно переселяли из одного региона в другой.