Введение в социальную экология. Предпосылки социальной экологии. Социально-экологические системы. Антропогенез и географическая среда, экологические кризисы прошлого, страница 6

1) способ добывания и характер пищи;

2) образ жизни и социальную организацию;

3) особенности роста народонаселения;

4) количество потребляемой энергии и способы ее извлечения;

5) воздействие на природные экосистемы.

Человеческая культура по Бойдену – это мощная экологическая сила.

Большинство работ в рамках экосоциологии до 70-х гг. базировалось на так называемой “парадигме человеческой исключительности”. Эта парадигма характеризуется следующими положениями:

1) человек  обладает исключительностью по сравнению со всеми остальными живиыми организмами, так как он создал культуру;

2) культура обладает практически бесконечной вариабельностью и может изменяться гораздо быстрее, чем биологические свойства;

3) поскольку различия в человеческих  характеристиках являются не врожденными, а социально приобретенными, то есть могут быть изменены социальными средствами;

4) прогресс может продолжаться бесконечно и служить основой разрешения всех человеческих проблем.

В 70-е гг. возникла так называемая “энвайронментальная социология”, которая предложила новую парадигму (“новая энвайронментальная парадигма”). Эта парадигма характеризуется следующими положениями:

1) человек – это лишь один из многих видов, находящихся в отношениях зависимости в рамках биоценозов и экосистем;

2) сложность причинно-следственных связей в природе является источником непредсказуемости последствий целенаправленной человеческой деятельности;

3) мир конечен и существует потенциальные физические и биологические пределы, ограничивающие экономический рост и социальный прогресс.

Основные положения новой парадигмы сформулировали американские социологии Кэттон, Даплап (1978) и советско-российский социолог Яновский.


НООСФЕРА. УЧЕНИЕ О НООСФЕРЕ: МИСТИКО-ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ НАПРАВЛЕНИЕ

Концепция ноосферы тесно связана с именем Тейяра де Шардена. Пьер Тейяр де Шарден (1881-1955) – ученый-палеонтолог, философ-теолог, член ордена иезуитов, профессор геологии и палеонтологии Католического института в Париже. Один из первооткрывателей синантропа (1929 г.).  В 1925 г. Тейяр де Шарден ввел термин ноосфера – сфера разума. Слово ноосфера предложил философ Э. Леруа  - в 1924 г. на семинаре Бергсона в Париже, во время обсуждения доклада В.И. Вернадского о биосфере. Вернадский выдвинул два положения: 1) человечество – великая геологическая сила; 2) эта сила, преобразующая Лик Земли – разум (“научная мысль”).

Тейяр де Шарден  пошел дальше: в ходе развития биосферы с появлением человека (гоминизация) начинается новая эра –  “Земля меняет кожу. Более того она обретает душу”. Согласно концепции Тейяра де Шардена эволюция Мира представляет собой сменяющие друг друга стадии:

1. Геогенез (эволюция химических элементов, планет, оболочек и  т.д.);

2. Биогенез (возникновение жизни из материи и ее эволюция);

3. Психогенез (появление человека и его эволюция - гоминизация);

4. Ноогенез (развитие духа, разума, формирование ноосферы).

Носсфера, согласно Тейяру де Шардену, - “мыслящий пласт”, “дух Земли”, “покров сознания”. “Ноосфера – коллективный продукт мышления, неодолимый разлив полей и заводов; эра промышленности, нефти, электричества и атома, эра машин”.

Ноосфера – это коллективный разум, который станет контролировать направление будущей эволюции планеты и сольется с природой и Богом в идеальной точке “Омега”. Точка “Омега” – это конец ноогенеза и эволюции мира вообще, в человека в частности.

В 20-30-е гг. В.И. Вернадский с энтузиазмом пользуется термином ноосфера: “Ноосфера – это такое состояние биосферы, в котором должны проявляться разум и направляемая им работа человека, как новая небывалая на планете геологическая сила”. В работах 1937-38 гг. Вернадский определяет ноосферу как “царство разума”. “Царство разума – это не только научная мысль, но и все духовные проявления личности человека… Преобразованная человеческим трудом и волей биосфера – это материальная  составляющая ноосферы”.

В 80-е гг. в советской науке Вернадский и его цитаты о ноосфере были весьма популярны. Апологетика Вернадского приобрела самые разные формы, а самого академика стали именовать основоположником учения о ноосфере.