Человек расселился по всей планете, адаптировался в разных ландшафтах и климатических условиях. Этой адаптации способствовала исключительная пластичность вида номо сапиенс. Эта пластичность и приспособляемость повлияли на возникновение разнообразия людей – их популяций или этносов.
Способ производства определяется первоначально теми экономическими возможностями, которые возникают в природных условиях конкретной территории, кормящей этнос. Род занятий подсказывается ландшафтом и постепенно направляет развитие материальной, а отчасти и духовной культуры возникшего этноса.
Все народы Земли живут в ландшафтах, за счет природы. Но ландшафты разнообразны, разнообразны и этносы; ибо как бы сильно ни видоизменяли они свой ландшафт (путем создания антропогенного ландшафта), людям поневоле приходится кормиться тем, что они сами могут извлечь из природы на той территории, которую этнос заселяет, либо контролирует. Однако ландшафты тоже меняются, они имеют свою динамику, свою историю. Когда ландшафт сильно поменяется, то люди должны будут либо приспособиться к новым условиям, либо умереть, либо переселиться на другое место. На многочисленных примерах Гумилев рассматривает как изменения ландшафтов (прежде всего климата) вызывали гибель одних и миграции других этносов. Так, подъем уровня Каспийского моря в 6-14 веках на 18 м привел к затоплению значительных территорий, что подорвало хозяйство Хазарии, заставило хазар, покинув родину, расселиться на Дону и Средней Волге, привело к разгрому Хазарского каганата (в 965 г.).
Гумилев также замечает, что в любом случае переселенцы стараются найти условия, подобные тем, к которым они привыкли у себя на родине. Так, англичане охотно переселялись в страны с умеренным климатом (Северная Америка), испанцы мигрировали в районы Южной Америки с сухим и жарким климатом, русские – в лесостепь и берега рек Сибири.
Таким образом, вывод Гумилева: ландшафт влияет на этнические сообщества. Ландшафт воздействует на организм человека принудительно, заставляя изменяться его в определенном направлении, насколько это допускает организация вида.
Гумилев подходит к этносу с системных позиций: каждый этнос является частью (компонентом) более крупного этноса и т.д. В соответствии с иерархией выделяются: 1) субэтносы; 2) этносы; 3) суперэтносы 4) этносфера. Этносы как члены одного суперэтноса не всегда похожи один на другой, но всегда ближе друг к другу, чем к этносам других суперэтносов. Так, этнос романо-германского мира – немцы, французы, англичане, итальянцы, поляки, чехи, шведы, испанцы. Они – целостность по отношению к мусульманскому суперэтносы – арабам, персам, тюркам, берберам.
В составе этносферы Гумилев выделил 7 суперэтносов:
1. Романо-германский суперэтнос (“Запад”);
2. Афразийский суперэтнос (Северная Африка, Ближний Восток, Передняя, Малая, Средняя Азия – “мусульманский мир”);
3. Евразийский суперэтнос (область континентального климата Евразии: от Балтики до Желтого моры – Русь, Сибирь, Дальний Восток);
4. Китайский суперэтнос (субтропический, муссонный климат - Китай);
5. Индийский суперэтнос (тропический и субэкваториальный климат – Индостан);
6. Африканский суперэтнос (“Черная Африка” – южнее Сахары);
7. Циркумполярный суперэтнос (народы тундры, полярных пустынь – эскимосы, алеуты и т.д.).
Член каждого этноса (суперэтноса) бессознательно считает, что его раса, племя и т.д. самые лучшие в мире. Взаимодействие между суперэтносами колеблется между мирным сосуществованием и войной на полное истребление. Гумилев считал, что наиболее агрессивными суперэтносами, стремящимися подавить, переучить, “окультурить” другие являются: романо-германский, китайский и афразийский суперэтносы. Индийский суперэтнос стремиться к самоизоляции; Евразийский – терпим к другим культурам, идет на компромиссы с народами, даже им покоренными.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.