Предмет экосоциологии – структуры и процессы, возникающие в ходе “социализации природы”, в том числе социальные изменения и конфликты. Основным объектом экосоциологии в настоящее время являются социобиотехнические системы.
В последние 10-20 лет объектом внимания экосоциологии выступают структура и динамика микро-, макро- и мегасоциобиотехнических систем. Поскольку считается, что в настоящее время нет природы вне общества, а есть социализированная природы и связанные с воздействием среды социотехнические системы и процессы.
Социобиотехническая система рассматривается как комплекс взаимосвязанных компонентов: человеческое общество, техника, окружающая природная среды.
Экосоциология получила начало в рамках Чикагской школы социологии (начало 20 века). Родоначальником экологического направления в социологии были Роберт Парк и Эрнст Берджесс.
Р. Парк считал, что человеческое общество имеет два уровня: а) социальный (культурный); б) биотический. Причем, биотический уровень лежит в основе всего социального развития. Движущей силой этого развития является конкуренция, которая по мере продвижения общества от биотического уровня к социальному приобретает новые формы: 1) борьба за выживание; 2) конфликт и адаптация; 3) ассимиляция.
Социальная эволюция проходит 4 стадии и любой социальный организм имеет 4 соответствующий порядка:
1) экологический (пространственное, физическое взаимодействие);
2) экономический;
3) политический;
4) культурный.
По мере продвижения к культурному уровню (порядку) усиливаются социальные связи, ограничивается конкуренция, сдерживается биологическая стихия (инстинкты) и общество достигает оптимальной “соревновательной кооперации” и согласия.
Человеческое общество, согласно Парку, - совокупность или конгломерат “социальных атомов”. Сведение всех социальных отношений к отношениям пространства делает возможным применение к человеческим отношениям “логики естественных наук”. Социальные явления могут быть сведены к элементарным перемещениям индивидов, так же как физические явления сводятся к элементарным движениям молекул и атомов.
Миграция как коллективное поведение образует экологический порядок общества. Экономический, политический и культурный порядок – “организация контроля” посредством экономических законов, права, нравов, обычаев – “согласие”. То есть общество выражает себя в контроле и согласии одновременно.
Прикладной вариант теории Парка разработал Э. Берджесс (1886-1966) – теория “концентрических зон”, которая описывает механизм формирования социальной неоднородности районов в процессе роста города, и так называемых локальных сообществ.
Еще один крупный представитель Чикагской школы экосоциологии – Луис Вирт. В конце 30-х гг. Вирт в рамках городской экосоциологии выдвинул понятие городского образа жизни. В своей теории Вирт установил зависимость между характеристиками пространственной и социальной организации города (большая численность, высокая концентрация, социальная неоднородность населения) и характеристиками особого городского типа личности.
Городской образ жизни противопоставляется традиционному – сельскому. Для городского образа жизни свойственны: поверхностный, анонимный характер общения, распад семейных, соседских, дружеских связей, ослабление социальной сплоченности и социального контроля, социальная дезорганизация личности. Вирт заложил основы целого направления в экосоциологии – исследования городского образа жизни.
Важным достижение американской школы экосоциологии является концепция экологического комплекса, выдвинутая в 1958 г. учеными Лео Шноре и О. Дунканом.
Историко-экологический подход к исследованию человечества разрабатывал австралийский ученый С. Бойден. Он подразделил человеческую историю на 5 экологических фаз:
- первобытную;
- раннеземледельческую;
- раннегородскую;
- современную технологическую (индустриальную);
- постиндустриальную.
Каждая фаза характеризуется определенными экологическими условиями, которым соответствует определенный “способ жизни”. “Способ жизни” Бойдена включает:
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.