Сидоренко А.В.: “Ноосфера – область взаимодействия природы и общества, в пределах которой разумная человеческая деятельность становится главным, определяющим фактором развития” Согласно Сидоренко: Вернадский “внес в это понятие диалектико-материалистическое содержание, а именно: ноосфера – новая, высшая стадия биосферы, связанная с возникновением и развитием в ней человечества”.
Казначеев В.П.: “Под ноосферой следует понимать планетарное и космическое пространство, которое преобразуется и управляется человеческим разумом, гарантирующим всестороннее прогрессивное развитие человечества”. Казначеев собственно и сформулировал основные положения “Учения о ноосфере В.И. Вернадского”.
“Ноосфера – это единая система: “человечество-производство-природа”, развивающаяся на основе новых социальных законов в интересах настоящего и будущего человечества. Такое всестороннее гармоничное развитие возможно лишь в условиях социализма…”
Ноосферогенез – превращение биосферы в ноосферу. Ноосферогенез имеет следующие стадия (прямо как у Тейяра де Шардена - !):
1. Современный исторический период. Носит подготовительный характер. Ноосферогенез осуществляется противоречивым несовершенным способом. Присутствуют компоненты со значительным разрушительным потенциалом: гонка вооружений, разрыв в уровне жизни развитых и неразвитых стран, экологические проблемы;
2. Реорганизация человечества на основе наиболее прогрессивных социальных законов. Переустройство планетарной и прилегающей космической среды; решение глобальных проблем;
3. Освобождение человечества от ресурсов биосферы, освоение космоса; развитие психической и физической природы людей. “Автотрофность человечества”.
К научно-мистическому направлению следует также отнести теорию Геи-Земли, основные положения которой сформулировали Джеймс Лавлок (английский химик) и Линн Маргулис (американский биологи). В основе этой теории лежат представления о том, что живые организмы, объединенные в целом со средой, могут контролировать условия существования. Суть теории: Земля (планета) является саморегулирующейся системой, способной сохранять свои основных параметры – климат, химический состав воздуха и вод и т.д. “Квазиживая целостность” обладает свойством глобального гомеостаза, способного нейтрализовать неблагоприятные внешние воздействия. Жизнь на Земле организована таким образом, что планета в целом может действовать как саморегулируемая и самопроизводящая система. Гносеологический вывод из этой теории: эволюция планеты и биосферы – это процесс, выходящий за рамки полного понимая, контроля и даже участия человека. Таким образом, данная теория представляет собой апофеоз “органицистского” направления в естествознания, в котором любой объект (и живой, и не живой), рассматривается как “организм”.
СОЦИАЛЬНО-ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ СИСТЕМЫ
В 1958 г. американские экосоциологи Л. Шноре и О. Дункан выдвинули концепцию экологического комплекса. Они предложили метод анализа социальных систем с помощью экологических измерений. Концепция экологического комплекса (ЭК) является сейчас одной из основных теоретических основ экосоциологии. Модель ЭК позволяет описывать функционирование социоэкосистем, структуру социально-экологического процесса, адаптацию организованных человеческих популяций к среде их обитания.
Согласно модели Шноре-Дункана ЭК состоит из 4-х компонентов:
1) население или популяция (Р);
2) среда (Е);
3) технология или культура в целом (Т);
4) социальная организация (О).
Сокращенное название данной модели – РОЕТ.
Указанные компоненты рассматриваются как взаимосвязанные причинно-обусловленные и функционально-взаимозависимые. Любое изменение в одном компоненте ведет к изменению в других.
В экосоциологии основное внимание уделяется функционированию “центрального” (с точки зрения экосоциологии) компонента – социальной организации (О). Социальная организация выступает как “коллективная адаптация популяции к среде”. Социальная организация рассматривается в качестве независимой переменной в контексте трех остальных компонентов (РЕТ) как зависимых переменных. Соответственно основная модель имеет вид: О- РЕТ.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.