Взаимодействие в работе основных объектов станции между собой и с прилегающими участками (Глава 10 учебного пособия по курсу «Управление эксплуатационной работой железных дорог и качеством перевозок»), страница 10

Поскольку моделирование дает возможность «проигрывать» на ЭВМ различные варианты, легко определить их выгодность и установить наиболее оптимальную последовательность внедрения. К недостаткам имитационного моделирования следует отнести сложность разработки программы моделирования, ее отладки и верификации (проверки соответствия модели оригиналу в имитации интересующих свойств объекта); необходимость значительных затрат машинного времени на получение результатов моделирования. Моделирование на ЭВМ принято считать основным методом анализа и расчета больших систем.

В результате имитации работы сортировочной системы модель должна в качестве выходных параметров выдавать не только значение простоев вагонов на различных этапах их обслуживания, задержки составов в результате отказов подсистем, но и значения управляющих переменных системы – горочного интервала и интервала перестановки для одного маневрового локомотива, а также коэффициентов загрузки элементов путевого развития и задержки передвижений горочных и маневровых локомотивов по различным видам враждебностей. Для этого необходимо обеспечить имитацию передвижений не только составов, но и маневровых поездных локомотивов, а также отобразить в модели путевое развитие станции с определенными длинами элементов (путей, вытяжек, секций).

Рассмотрим основы алгоритма и программы А.М.Жидкова, разработанные с использованием языка GPSSи предназначенные для детального анализа надежности и технологии работы сортировочных систем.

Путевое развитие сортировочной системы представляется в виде сложной сети одноканальных приборов обслуживания, соответствующих отдельным секциям, путям парков, вытяжкам и тупикам. В этой сети циркулируют заявки различных видов: составы, поездные, маневровые локомотивы; при этом они могут занимать сразу по нескольку приборов, соответствующих секциям и путям маршрута, по которому движется заявка. В этом заключается одна из особенностей обслуживания заявок приборами данного вида. Освобождение приборов заявка осуществляет последовательно, через интервалы времени, соответствующие полному проходу всего состава или локомотива по секции, которой соответствует данный прибор. Возможность освобождения заявкой прибора такого вида определяется рядом условий: возможностью дальнейшего продвижения подвижной единицы по секциям, наличием под составом маневрового локомотива и готовностью состава по каналам ПТО и СТЦ, окончанием накопления состава на пути ПФ и т.д.

Существует другой вид приборов обслуживания, условием освобождения которых является истечение определенного времени. Это приборы, имитирующие работу каналов ПТО и СТЦ. Основными объектами модели служат обслуживающие приборы (одноканальные и многоканальные). Различают алгоритмы (дисциплины) ожидания заявок в накопителе и обслуживания заявок каждым обслуживающим прибором. Неоднородность заявок, отражающая процесс в реальной системе, учитывается с помощью ведения классов приоритетов.

Одной из задач реализации имитационного моделирования на ЭВМ является выбор языка для описания модели. Используются как универсальные и процедурно-ориентированные языки общего назначения, так и специализированные языки имитационного моделирования (ЯИМ). Основными языками, используемыми для моделирования дискретных процессов, являются НЕДИС, GPSS, SIMSCRIPT, SIMULA. Наибольшее распространение получил GPSS. Он в большей степени является макроязыком, чем остальные, и следовательно, его легче освоить.