Л Е К Ц И Я 7
В прошлый раз мы остановились на проповеди Иоанна
Крестителя. Иоанн Креститель звал к покаянию и погружал в воду, совершал водное крещение. Мы с вами вспомнили в прошлый раз ветхозаветные омовения, которые имели прообразовательный, подготовительный характер.
В Книге Левит говорится о том, что человек после омовения еще считается нечистым до вечера ( 215 0:5), т.е. самое омовение ветхозаветное не совершало очищения грехов, должно было еще пройти какое-то время. В этом мы видим очень яркий прообраз того, что делал Иоанн Креститель. Он требовал исповедания грехов и погружал людей в воду, но грехов не отпускал.
Есть две стороны нашего спасения, и обе необходимы, как две двери, которые нас отъединяют от Бога. Одну дверь мы должны открыть сами, а другую открывает Господь Бог. В исповедании грехов, в погружении в воду мы как бы открываем свою дверь, но если Господь не откроет Свою дверь, мы все равно не сможем туда войти. И если Господь откроет дверь, а мы сами не сделаем того, что должны сделать, не осознаем своих грехов, не придем к Нему, не выполним то, что заповедано нам выполнить, то не произойдет соединения нашего с Господом Богом.
И вот Иоанн помогал людям, говорил, что нужно сделать каждому конкретному человеку: воину он говорил одно, мытарям другое (Лк, 23 0:10-14). Может быть, и Ирод когда-то спросил, что ему делать. А у Ирода был один конкретный грех, который его отлучал от Бога: он был женат на жене своего брата при живом брате. Да, от каждого требуется сделать конкретный шаг навстречу Господу.
И вот когда весь народ крестился, а Иоанн еще и проповедовал Грядущего по нем, он проповедовал, что придет Некто: "Я
крещу вас в воде в покаяние, но Идущий за мною сильнее меня; я не достоин понести обувь Его; Он будет крестить вас Духом Святым и огнем; лопата Его в руке Его, и Он очистит гумно Свое, и соберет пшеницу Свою в житницу, а солому сожжет огнем неугасимым" (Мф. 23 0:11-12). И вот проповедует Иоанн Креститель Грядущего по нем, призывает людей к покаянияю, и вот наконец приходит Сам Иисус и крестится.
Евангелист Матфей так описывает приход Господа ( 23 0:13-15):
"Тогда приходит Иисус из Галилеи на Иордан к Иоанну креститься от него. Иоанн же удерживал Его и говорил: мне надобно креститься от Тебя, и Ты ли приходишь ко мне? Но Иисус сказал ему в ответ: оставь теперь; ибо так надлежит нам исполнить всякую правду".
Потом, когда мы будем разбирать Нагорную проповедь, мы прочитаем эти слова: "Блаженны алчущие и жаждущие правды...".
Правды как оправдания. И вот тут начало всякой правды, когда
Господь вошел в эту воду, как бы исполненную грехов человеческих, и, будучи Единым и Безгрешным, взял на Себя все грехи.
Иоанн Креститель потом о нем свидетельствовал: "Вот Агнец Божий, Который берет на себя грех мира".
Толкователи Нового Завета обычно Крещение Господне объясняют именно как тот момент, как таинство, в котором Господь взял на себя грех мира. И когда Господь входил в воду, "се,
- 2 отверзлись Ему небеса, и увидел Иоанн Духа Божия, Который сходил, как голубь, и ниспускался на Него. И се, глас с небес глаголющий: сей есть Сын Мой Возлюбленный, в Котором Мое благоволение". Это место - явление Св.Троицы: Бог Отец, свидетельствующий, Бог Сын, крещающийся, и Дух Святый в виде голубя, сходящий на Него.
Все евангелисты, пишущие о Крещении Господнем, указывают на то, что Иоанн видел это. Здесь можно впомнить о том, что все свидетельства о пришествии в мир Господа Иисуса Христа, все откровения о Нем были даны немногим людям. Сретение Его, когда Симеон Богоприимец и Анна пророчица, уже готовые отойти в мир иной, узнали Его: волхвы пришли и ушли в свою страну;
Иосиф Обручник тоже рано ушел из жизни. И здесь тоже: Иоанн один видел Господа крещающимся, Иоанн о Нем свидетельствовал, и жить ему оставалось недолго.
Иоанн Богослов указывает нам как бы три вида свидетельства. "А посланные были из фарисеев: и они спросили его: что же ты крестишь, если ты не Христос, ни Илия, ни пророк? Иоанн сказал им в ответ: я крещу в воде; но стоит среди вас Некто,
Которого вы не знаете: Он-то, Идущий за мною, но Который стал впереди меня; я не достоин развязать ремень у обуви Его. Это происходило в Вифаваре при Иордане, где крестил Иоанн" (Ин,
23 0:24-28). То есть некоторым фарисеям он просто говорил: Некто стоит среди вас, Некто здесь, Некто пришел. И вот другое свидетельство:"На другой день видит Иоанн идущего к нему Иисуса и говорит: вот Агнец Божий, Который берет на Себя грех мира"
(Ин. 23 0:29). Очевидно, это свидетельство было уже после Крещения. Иоанн Богослов не отличает самого момента, когда совершилось Крещение, а просто дает три свидетельства. Первый день, когда он говорит фарисемя, что "стоит среди вас Некто, Которого вы не знаете"; на другой день видит Иоанн идущего к нему
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.