Проповедь Иоанна Крестителя, страница 5

Первое, что говорит Господь: блаженны нищие духом, ибо их

Царство Небесное.  Нищий и богатый обычно  противопоставляются друг другу.  Если  мы  вспомним Песнь Богородицы,  то там тоже есть такие слова:  алчущие исполни благ, а богатящиеся отпусти тщи. Вспомним и как Иисус "пришел в Назарет, где был воспитан, и вошел, по обыкновению Своему, в день субботний в синагогу, и встал читать.  Ему подали книгу пророка Исаии;  и Он,  раскрыв книгу,  нашел место, где было написано: "Дух Господень на Мне;

ибо Он помазал Меня благовествовать нищим и послал Меня  исцелять сокрушенных сердцем,  проповедывать пленным освобождение, слепым прозрение, отпустить измученных на свободу".

Господь пришел  именно  к  не имеющим,  но непременно - к чувствующим свою ущербность,  недостаточность:  либо к  нищим, либо к сокрушенным сердцем, либо к пленным, либо к слепым, измученным.  Чтобы человек принял Господа, он должен чувствовать в себе какую-то недостачу в себе,  в своей жизни, во всем вокруг себя, в естестве человеческом. Потому что если нет чувства несвободы (потом Господь тоже с этим столкнулся,  говоря с иудеями,  которые не считали себя рабами,  а на самом деле  были рабами  греха),  если  не  чувствует  кто-то себя рабом,  тому бесполезно говорить о свободе;  и того,  кто не чувствует себя нищим,  ничем  не  обогатишь.  Он  богатящийся,  а богатащихся

Господь отпускает тщи, как свидетельствовала Пресвятая Дева.

Кто же  такие  нищие  и  есть  ли  не нищие?  Откровение,

 23 0:14-17. Туда нам нужно обратиться и  прочитать,  как  однажды явившийся Иоанну  Богослову  на  острове Патмосе Господь обращался к Ангелу Лаодикийской  церкви:  "И  Ангелу  Лаодикийской церкви напиши: так говорит Аминь, свидетель верный и истинный, начало создания Божия:  знаю твои дела;  ты ни холоден, ни горяч; о, если бы ты был холоден или горяч! Но как ты тепл, а не горяч и не холоден, то извергну тебя из уст Моих. Ибо ты говоришь: "я  богат,  разбогател  и ни в чем не имею нужды";  а не знаешь, что ты несчастен и жалок, и нищ и слеп и наг".

Вот такая бывает ситуация: человек думает, что он богат и ни в чем не имеет нужды,  а на самом деле каждому  вот  такому богатящемуся Господь может сказать:  ты не знаешь того, что ты несчастен, хотя чувствуешь себя счастливым;  ты жалок  и  нищ, хотя чувствуешь себя богатым;  ты слеп и наг,  хотя чувствуешь себя одетым не хуже других. Ты думаешь, что видишь, а на самом деле ты просто слеп и ничего не видишь.

Вот какая страшная бывает разница между тем,  что человек чувствует о себе, и тем, кто он есть на самом деле перед лицом

Господним. Нищий,  он просит все время - не требует, а просит.

Не взаймы берет,  а просто просит,  надеясь,  что ему подадут.

Нищих не любят,  они выглядят не так,  как все, но он все-таки стоит и просит свою копеечку, потому что ему негде взять больше и одна надежда - на милость того, кто пройдет мимо.

О состоянии нищих духом нам говорит притча о десяти девах

(Матф.  225 0:11-13).  Господь, когда подходило к концу Его служение, говорил о Страшном суде. Вместе с притчей о Страшном суде

Он привел притчу о десяти девах:  "Тогда подобно будет Царство

Небесное десяти девам, которые, взявши светильники свои, вышли на встречу жениху.  Из них пять было мудрых и пять неразумных.

Неразумные, взявши  светильники свои,  не взяли с собою масла.

Мудрые же, вместе со светильниками своими, взяли масла в сосудах своих. И как жених замедлил, то задремали все и уснули. Но в полночь раздался крик: "вот, жених идет, выходите на встречу ему". Тогда  встали  все девы те и поправили светильники свои.

Неразумные же сказали мудрым:  "дайте нам вашего масла, потому что светильники наши гаснут". А мудрые отвечали:"чтобы не случилось недостатка и у нас и у вас, пойдите лучше к продающим и купите себе".

Одна из  добродетелей  христианских  - милость ("Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут").  Почему же они не ока-