Первое, что говорит Господь: блаженны нищие духом, ибо их
Царство Небесное. Нищий и богатый обычно противопоставляются друг другу. Если мы вспомним Песнь Богородицы, то там тоже есть такие слова: алчущие исполни благ, а богатящиеся отпусти тщи. Вспомним и как Иисус "пришел в Назарет, где был воспитан, и вошел, по обыкновению Своему, в день субботний в синагогу, и встал читать. Ему подали книгу пророка Исаии; и Он, раскрыв книгу, нашел место, где было написано: "Дух Господень на Мне;
ибо Он помазал Меня благовествовать нищим и послал Меня исцелять сокрушенных сердцем, проповедывать пленным освобождение, слепым прозрение, отпустить измученных на свободу".
Господь пришел именно к не имеющим, но непременно - к чувствующим свою ущербность, недостаточность: либо к нищим, либо к сокрушенным сердцем, либо к пленным, либо к слепым, измученным. Чтобы человек принял Господа, он должен чувствовать в себе какую-то недостачу в себе, в своей жизни, во всем вокруг себя, в естестве человеческом. Потому что если нет чувства несвободы (потом Господь тоже с этим столкнулся, говоря с иудеями, которые не считали себя рабами, а на самом деле были рабами греха), если не чувствует кто-то себя рабом, тому бесполезно говорить о свободе; и того, кто не чувствует себя нищим, ничем не обогатишь. Он богатящийся, а богатащихся
Господь отпускает тщи, как свидетельствовала Пресвятая Дева.
Кто же такие нищие и есть ли не нищие? Откровение,
23 0:14-17. Туда нам нужно обратиться и прочитать, как однажды явившийся Иоанну Богослову на острове Патмосе Господь обращался к Ангелу Лаодикийской церкви: "И Ангелу Лаодикийской церкви напиши: так говорит Аминь, свидетель верный и истинный, начало создания Божия: знаю твои дела; ты ни холоден, ни горяч; о, если бы ты был холоден или горяч! Но как ты тепл, а не горяч и не холоден, то извергну тебя из уст Моих. Ибо ты говоришь: "я богат, разбогател и ни в чем не имею нужды"; а не знаешь, что ты несчастен и жалок, и нищ и слеп и наг".
Вот такая бывает ситуация: человек думает, что он богат и ни в чем не имеет нужды, а на самом деле каждому вот такому богатящемуся Господь может сказать: ты не знаешь того, что ты несчастен, хотя чувствуешь себя счастливым; ты жалок и нищ, хотя чувствуешь себя богатым; ты слеп и наг, хотя чувствуешь себя одетым не хуже других. Ты думаешь, что видишь, а на самом деле ты просто слеп и ничего не видишь.
Вот какая страшная бывает разница между тем, что человек чувствует о себе, и тем, кто он есть на самом деле перед лицом
Господним. Нищий, он просит все время - не требует, а просит.
Не взаймы берет, а просто просит, надеясь, что ему подадут.
Нищих не любят, они выглядят не так, как все, но он все-таки стоит и просит свою копеечку, потому что ему негде взять больше и одна надежда - на милость того, кто пройдет мимо.
О состоянии нищих духом нам говорит притча о десяти девах
(Матф. 225 0:11-13). Господь, когда подходило к концу Его служение, говорил о Страшном суде. Вместе с притчей о Страшном суде
Он привел притчу о десяти девах: "Тогда подобно будет Царство
Небесное десяти девам, которые, взявши светильники свои, вышли на встречу жениху. Из них пять было мудрых и пять неразумных.
Неразумные, взявши светильники свои, не взяли с собою масла.
Мудрые же, вместе со светильниками своими, взяли масла в сосудах своих. И как жених замедлил, то задремали все и уснули. Но в полночь раздался крик: "вот, жених идет, выходите на встречу ему". Тогда встали все девы те и поправили светильники свои.
Неразумные же сказали мудрым: "дайте нам вашего масла, потому что светильники наши гаснут". А мудрые отвечали:"чтобы не случилось недостатка и у нас и у вас, пойдите лучше к продающим и купите себе".
Одна из добродетелей христианских - милость ("Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут"). Почему же они не ока-
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.