Проповедь Иоанна Крестителя, страница 4

Т.е. сущность этих трех искушений - это три попытки сбить человека с его истинного пути.  А Господь устоял на этом пути, и это стояние на пути в том,  чтобы,  во-первых,  помнить, что

Господь всегда с тобой, и быть готовым все принимать именно из рук Божьих.  Во-вторых  -  не испытывать Господа,  не искушать

Его: дескать, продолжает ли Господь пребывать с нами, не оставил ли  он  меня?  а  на этот раз получится ли?  И третье - не искать уже нигде.  Даже если,  казалось  бы,  Бог  медлит,  не искать нигде, ни у каких иных богов.

Это три столпа,  на которых должен стоять человек: верить в Господа,  верить твердо и постоянно и не искать никого,  кто по могуществу был бы Ему равен.

Это искушение Господь перенес, и тогда оставляет Его диавол, потому  что  когда человек твердо и ясно отвечает диаволу словами Писания, то нечего диаволу больше нам сказать. "Кто на ны, когда с нами слово Божие?"

Очевидно, когда Господь вернулся,  вокруг Него постепенно собрались все 12 апостолов, которые уже впоследствии все время


- 5 были с Ним. Мы знаем, что Иоанн был одним из учеников, которые стояли с Иоанном Крестителем; один был Андрей, другой - Иоанн.

И они пошли за Господом после того,  как Он пришел из пустыни, на другой день.  После этого Андрей приводит брата своего, Симона, которому нарекли имя "Петр",  что значит "камень". После этой первой беседы, очевидно, они расстались и когда через некоторое время вернулись к своим занятиям рыболовством, Господь окончательно их призвал на берегу Генисаретского моря,  сказав им: следуйте за Мною,  и будете ловцами человеков.  И они  все оставили и последовали за Ним,  потому что уже Его знали,  уже слышали Его слова, уже поверили в Него, хоть и не до конца, не во всем  и  не  полностью,  но настолько,  чтобы больше уже не искать ничего и нигде.

Сейчас нам надо перейти к учению Иисуса Христа,  к Нагорной проповеди,  которую апостол евангелист Матфей  излагает  в главах 5,6   и   7  своего  повествования.  Лука  тоже  сводит нравственное учение Господа в одно место,  но менее пространно говорит об этом.  Есть,  видимо,  и противоречия.  Например, у

Матфея сказано,  что Он,  увидев народ, взошел на гору и когда все ученики приступили к Нему,  Он учил их.  А у Луки сказано, что эта проповедь совершалась на месте ровном.  Но мы не будем на этом  останавливаться, ведь Господь проповедовал три года и мог повторять одно и то же для новых людей.  Мог один  евангелист отметить  то,  что было сказано тогда,  а другой - свести воедино все,  что слышал позже,  в другие времена - дело не  в этом. Но у Матфея все собрано вместе, все нравственное учение, и всему этому находятся параллели и в других Евангелиях,  и мы постепенно пройдем по этим ступеням.

Во-первых, всегда отмечается сходство и  в  то  же  время различие между  Синайским  законодательством и Нагорной проповедью. Там было при громе и огне дано откровение,  народ стоял вокруг горы, один Моисей взошел наверх, и облако его объяло, и находился он во мгле - мгле богопознания. А здесь Он был среди людей, как обыкновенный человек.

Если те заповеди звучали как гром, прямым повелением, как поступать, что делать и чего не делать (не убий; не укради; не сотвори себе кумира;  чти отца и мать и т.д.),  то тут Господь не повелевает,  а как бы говорит о ком-то третьем, даже не обращаясь непосредственно к тем,  кто находится прямо перед Ним.

И Его заповеди являются,  как Илие Господь явился - не в дыме, не в пламени, не в землетрясении, а в "веяниях хлада тонкого".

И эти заповеди тоже как веяния тонкого хлада, которые как бы и не направлены на людей слушающих, а просто говорят о ком-то: о каких-то людях,  о каких-то нищих духом, которые блаженны, и о каких-то плачущих, которые блаженны. Кто они, сидящие - плачущие или  нищие духом,  - об этом даже и не говорится.  Господь хочет пробудить, достать до самого сердца, чтобы в самых сердцах Его слушателей не принудительно,  а как бы сам по себе родился отзыв на все эти слова  о  том,  что  кто-то  блажен,  а кто-то плачущ,  кто-то  кроток.  Чтобы  людям  захотелось блаженства, чтобы они в себя взглянули и увидели,  если ли в  них это, на пути ли они к блаженству, чтобы от самого сердца началось возрождение людей.