- 7 зали милости этим девам, хоть и неразумным, и не дали им елея?
А послали их среди ночи купить себе, как будто среди ночи можно найти продающих? В этих девах разумных именно видна эта нищета духовная. Потому что, во-первых, то, в чем горит огонь веры, огонь благодати - все наши дела, все наше внутреннее и внешнее устроение благое, все, что мы должны приобрести и что должны совершенствовать за нашу жизнь, - это можно приобретать всегда, в любое время. И для разумных дев это ясно. И они посылают неразумных не для того, чтобы от них отмахнуться просто они знают, что всегда и везде можно как-то усовершенствоваться, как-то приблизиться к Господу, что-то сделать, чтобы горел огонь веры и благодати. И в то же время, хотя они всегда это приобретают и знают, где это приобрести, они все время считают, что им этого мало. И не то что они жалеют того, что у них есть. Именно для нищего духом, каким бы ни был он богатым в глазах людей, все равно всегда мало всех тех дел, которые они сделали ради Господа. Потому что нищий всегда видит перед собой истинного богача - Господа Иисуса Христа, видит всю его любовь, все, что Он сделал для нас, и всегда говорят вместе с Давидом: "что воздам Господеви о всех, яже воздаде ми?
Им всегда мало. Не потому, что им жалко, просто они искренне видят, что у них ничего нет, и сколько бы они ни запасли, все равно этого недостанет перед лицом Господним. В
этом ответе разумных дев видна их духовная нищета. А богатящиеся, легкомысленные, думают: и этого хватит, и это сойдет, и тем самым просто свидетельствуют, что они не видят Господа, не имеют о Нем никакого понятия, не знают истинной цены совершенному для нас Господом Иисусом Христом.
И вот человек, который ощутил свою нищету, показан в притче о мытаре и фарисее (Лк. 218 0:10). Мы все эту притчу знаем, много раз слышали ее. Но вот он стоит, этот нищий, и не смеет возвести глаза не небо, и только бьет себя в грудь и говорит: "Боже, милостив буди мне грешному!" Никаких он добрых дел не сделал, он только видит свою нищету, видит, что и глаза ему нельзя поднять к Небу. А другой рядом стоит - богатящийся, он благодарит за то, что у него все есть, что нужно порядочному человеку. Один священник в своей книге так формулировал эту молитву фарисея: благодарю Тебя, Господи, какой ты хороший и какой я у Тебя хороший! Это очень удачная формула, молитва вот таких богатящихся. А мытарь просто бьет себя в грудь и повторяет: Боже, милостив буди мне грешному!
Вот почему нам не даются иногда высоты благочестия, почему нам не дается иногда и пост соблюсти, как бы нам хотелось, как это требуется по уставу. Потому что стоит нам что-то возыметь, как мы тут же начинаем богатиться и гордиться этим. И
оставляем нашу духовную нищету. Пока мы сидим в грязи, у нас нет по крайней мере иллюзий, что мы что-то из себя представляем - грязь она и есть грязь, и ничего тут не скажешь. Но стоит начать выбираться из нее, как тут же человека одолевает гордыня, осуждение других. Поэтому и не дает Господь иногда обогатиться людям, чтобы хотя бы в грязи они вздохнули о себе:
Господи, милостив буди мне грешному!
Есть еще одна притча у евангелиста Матфея о Страшном суде, где тоже он говорит о праведниках и указывает на черту духовной нищеты, недостаточности всех дел, которые даже и кажутся людям великими. Как пишет ап.Матфей ( 225 0:31-40):"Когда же приидет Сын Человеческий во славе Своей и все святые Ангелы с
Ним, тогда сядет на престоле славы Своей, и соберутся пред Ним
- 8 все народы; и отделит одних от других, как пастырь отделяет овец от козлов. И поставит овец по правую Свою сторону, а козлов - по левую. Тогда скажет Царь тем, которые по правую сторону Его: "приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.