Проповедь Иоанна Крестителя, страница 6


- 7 зали милости этим девам, хоть и неразумным, и не дали им елея?

А послали их среди ночи купить себе, как будто среди ночи можно найти продающих? В этих девах разумных именно видна эта нищета духовная.  Потому что,  во-первых,  то, в чем горит огонь веры, огонь  благодати - все наши дела,  все наше внутреннее и внешнее устроение благое,  все, что мы должны приобрести и что должны совершенствовать за нашу жизнь, - это можно приобретать всегда, в любое время.  И для разумных дев  это  ясно.  И  они посылают неразумных  не  для того,  чтобы от них отмахнуться просто они знают,  что всегда и  везде  можно  как-то  усовершенствоваться, как-то приблизиться к Господу,  что-то сделать, чтобы горел огонь веры и благодати.  И в то же время, хотя они всегда это приобретают и знают,  где это приобрести,  они  все время считают, что им этого мало. И не то что они жалеют того, что у них есть.  Именно для нищего духом,  каким бы ни был  он богатым в глазах людей,  все равно всегда мало  всех тех дел, которые они сделали ради Господа.  Потому что нищий всегда видит перед собой истинного богача - Господа Иисуса Христа,  видит всю его любовь, все, что Он сделал для нас, и всегда говорят вместе с Давидом: "что воздам Господеви о всех, яже воздаде ми?

Им всегда мало.  Не потому, что им жалко, просто они искренне видят,  что у них ничего нет,  и сколько бы они  ни  запасли,  все  равно  этого недостанет перед лицом Господним.  В

этом ответе разумных дев видна их духовная нищета. А богатящиеся,  легкомысленные,  думают: и этого хватит, и это сойдет, и тем самым просто свидетельствуют, что они не видят Господа, не имеют о Нем никакого понятия, не знают истинной цены совершенному для нас Господом Иисусом Христом.

И вот человек,  который ощутил  свою  нищету,  показан  в притче о мытаре и фарисее (Лк.   218 0:10). Мы все эту притчу знаем, много раз слышали ее.  Но вот он стоит,  этот нищий,  и не смеет возвести глаза не небо, и только бьет себя в грудь и говорит: "Боже,  милостив буди мне грешному!" Никаких он  добрых дел не сделал, он только видит свою нищету, видит, что и глаза ему нельзя поднять к Небу. А другой рядом стоит - богатящийся, он благодарит за то, что у него все есть, что нужно порядочному человеку. Один священник в своей книге так формулировал эту молитву фарисея:  благодарю Тебя,  Господи, какой ты хороший и какой я у Тебя хороший! Это очень удачная формула, молитва вот таких богатящихся.  А мытарь просто бьет себя в грудь и повторяет: Боже, милостив буди мне грешному!

Вот почему нам не даются иногда высоты благочестия, почему нам не дается иногда и пост соблюсти,  как бы нам хотелось, как это требуется по уставу. Потому что стоит нам что-то возыметь, как мы тут же начинаем богатиться и  гордиться  этим.  И

оставляем нашу духовную нищету.  Пока мы сидим в грязи,  у нас нет по крайней мере иллюзий, что мы что-то из себя представляем - грязь она и есть грязь, и ничего тут не скажешь. Но стоит начать выбираться из нее, как тут же человека одолевает гордыня, осуждение других.  Поэтому и не дает Господь иногда обогатиться людям,  чтобы хотя бы в грязи  они  вздохнули  о  себе:

Господи, милостив буди мне грешному!

Есть еще одна притча у евангелиста Матфея о Страшном  суде, где тоже он говорит о праведниках и указывает на черту духовной нищеты,  недостаточности всех дел,  которые даже и  кажутся людям великими. Как пишет ап.Матфей ( 225 0:31-40):"Когда же приидет Сын  Человеческий во славе Своей и все святые Ангелы с

Ним, тогда сядет на престоле славы Своей, и соберутся пред Ним


- 8 все народы;  и  отделит одних от других,  как пастырь отделяет овец от козлов. И поставит овец по правую Свою сторону, а козлов - по левую.  Тогда скажет Царь тем, которые по правую сторону Его:  "приидите,  благословенные Отца  Моего,  наследуйте