Проповедь Иоанна Крестителя, страница 7

Царство, уготованное вам от создания мира:  ибо алкал Я,  и вы дали Мне есть; жаждал, и вы напоили Меня; был странником, и вы приняли Меня;  был наг, и вы одели Меня; был болен, и вы посетили Меня; в темнице был, и вы пришли ко Мне". Тогда праведники скажут Ему в ответ: "Господи! когда мы видели Тебя алчущим, и накормили?  или жаждущим,  и напоили?  Когда мы видели  Тебя странником, и приняли? или нагим, и одели? Когда мы видели Тебя больным,  или в темнице, и пришли к Тебе?" И Царь скажет им в ответ: "истинно говорю вам: так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне".

Но вот в чем дело.  Праведники,  благословенные Отца  Небесного, конечно  же,  читали евангелиста Матфея и знают,  что когда делают благодеяние какому-то нищему, то делают его Самому Христу.  Это написано.  И вот мы прочитали это им оказались на Страшном суде.  Тогда не должно,  казалось бы, возникать от нас вопроса: когда мы Тебя видели с делали Тебе добро? Если мы знаем уже и так,  то зачем нам говорить лишние слова? Мы знаем уже, что нам ответит Господь, и знаем, что старались делать, и знали, что делаемое нищему переходит на Самого Господа.

И все-таки  праведники  говорят.  Это не просто случайный диалог, чтобы объяснить - можно  было  более  просто  сказать:

когда вы делаете нищему,  то вы делаете мне.  И все ясно,  все понятно. Но  ведь  здесь  все равно диалог.  Пусть здесь и богословы,  и праведники,  но все равно с ними идет диалог -  он неизбежен в Царстве Небесном - когда Господь ублажает их, когда говорит им:  вот,  вы сделали то и то для своего  ближнего, значит,  вы сделали это Мне.  А они говорят: Господи, да когда мы делали что-либо доброе,  что-либо достойное какой-то,  хотя бы и малой,  награды, тем более в Царствии Небесном. Ничего мы не сделали никогда.

И тут тоже - духовная нищета, эта ненасытимость бесконечная, которую  человек ощущает в себе,  как истинный праведник, какие бы он ни сделал великие дела.  В то же время богатящиеся видят все,  видят Господа и понимают, что на Страшном суде все в один миг будет ясно всем,  и нам в первую  очередь.  Что  же спрашивать? И вот богатящийся везде и всегда будет считать себя достойным, будет оправдываться - он не видит, он слепой, он не видит  Господа  с  Его благодеяниями и Его любовью,  раз он хоть чем-то считает себя и старается все время  как-то  оправдаться. Эта притча помогает нам уразуметь понятие духовной нищеты.

Истинно чувствующий свою нищету духовную молится, вопит о милости к Богу.  Не занимается деланием Иисусовой молитвы,  не занимается никакими  духовными упражнениями - он просто вопит, потому что видит себя погибающим,  ничего не имеющим нищим.  И

он вопит, чтобы Бог помиловал его грешного.

И вот Господь в Своих учениках старался в первую  очередь воспитать это  чувство  своей  духовной нищеты.  Здесь было бы кстати вспомнить некоторые моменты из взаимоотношений  Господа с будущим  Своим  первоверховным апостолом Петром.  Потому что больше всех говорится о нем в Евангелиях,  и не  с  той  точки зрения, какие большие надежды подавал Петр - наоборот:  как он спотыкался и падал,  оказывался  не  в  достойном  виде  перед

Господом и всеми окружающими.

Вот, например, случай хождения по водам (Матф.  214 0:22-33):


- 9 "В четвертую же стражу ночи пошел к ним Иисус,  идя по морю. И

ученики, увидевши Его идущего по морю, встревожились и говорили:это призрак; и от страха вскричали. Но Иисус тотчас заговорил с ними и сказал:  ободритесь; это Я, не бойтесь. Петр сказал Ему в ответ: Господи! если это Ты, повели мне придти к Тебе по воде. Он же сказал: иди. И вышед из лодки, Петр пошел по воде, чтобы подойти к Иисусу.  Но,  видя сильный ветер,  испугался и,  начав утопать,  закричал: Господи! спаси меня. Иисус тотчас простер руку,  поддержал его и говорит ему: маловерный!

зачем ты усомнился? И когда вошли они в лодку, ветер утих".

И можно себе  представить,  как  ощутил  Петр  этот  свой взлет, свое движение по воде в противоречие всем законам тварного мира как победу над всеми стихиями.  И вдруг - малодушие.