Царство, уготованное вам от создания мира: ибо алкал Я, и вы дали Мне есть; жаждал, и вы напоили Меня; был странником, и вы приняли Меня; был наг, и вы одели Меня; был болен, и вы посетили Меня; в темнице был, и вы пришли ко Мне". Тогда праведники скажут Ему в ответ: "Господи! когда мы видели Тебя алчущим, и накормили? или жаждущим, и напоили? Когда мы видели Тебя странником, и приняли? или нагим, и одели? Когда мы видели Тебя больным, или в темнице, и пришли к Тебе?" И Царь скажет им в ответ: "истинно говорю вам: так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне".
Но вот в чем дело. Праведники, благословенные Отца Небесного, конечно же, читали евангелиста Матфея и знают, что когда делают благодеяние какому-то нищему, то делают его Самому Христу. Это написано. И вот мы прочитали это им оказались на Страшном суде. Тогда не должно, казалось бы, возникать от нас вопроса: когда мы Тебя видели с делали Тебе добро? Если мы знаем уже и так, то зачем нам говорить лишние слова? Мы знаем уже, что нам ответит Господь, и знаем, что старались делать, и знали, что делаемое нищему переходит на Самого Господа.
И все-таки праведники говорят. Это не просто случайный диалог, чтобы объяснить - можно было более просто сказать:
когда вы делаете нищему, то вы делаете мне. И все ясно, все понятно. Но ведь здесь все равно диалог. Пусть здесь и богословы, и праведники, но все равно с ними идет диалог - он неизбежен в Царстве Небесном - когда Господь ублажает их, когда говорит им: вот, вы сделали то и то для своего ближнего, значит, вы сделали это Мне. А они говорят: Господи, да когда мы делали что-либо доброе, что-либо достойное какой-то, хотя бы и малой, награды, тем более в Царствии Небесном. Ничего мы не сделали никогда.
И тут тоже - духовная нищета, эта ненасытимость бесконечная, которую человек ощущает в себе, как истинный праведник, какие бы он ни сделал великие дела. В то же время богатящиеся видят все, видят Господа и понимают, что на Страшном суде все в один миг будет ясно всем, и нам в первую очередь. Что же спрашивать? И вот богатящийся везде и всегда будет считать себя достойным, будет оправдываться - он не видит, он слепой, он не видит Господа с Его благодеяниями и Его любовью, раз он хоть чем-то считает себя и старается все время как-то оправдаться. Эта притча помогает нам уразуметь понятие духовной нищеты.
Истинно чувствующий свою нищету духовную молится, вопит о милости к Богу. Не занимается деланием Иисусовой молитвы, не занимается никакими духовными упражнениями - он просто вопит, потому что видит себя погибающим, ничего не имеющим нищим. И
он вопит, чтобы Бог помиловал его грешного.
И вот Господь в Своих учениках старался в первую очередь воспитать это чувство своей духовной нищеты. Здесь было бы кстати вспомнить некоторые моменты из взаимоотношений Господа с будущим Своим первоверховным апостолом Петром. Потому что больше всех говорится о нем в Евангелиях, и не с той точки зрения, какие большие надежды подавал Петр - наоборот: как он спотыкался и падал, оказывался не в достойном виде перед
Господом и всеми окружающими.
Вот, например, случай хождения по водам (Матф. 214 0:22-33):
- 9 "В четвертую же стражу ночи пошел к ним Иисус, идя по морю. И
ученики, увидевши Его идущего по морю, встревожились и говорили:это призрак; и от страха вскричали. Но Иисус тотчас заговорил с ними и сказал: ободритесь; это Я, не бойтесь. Петр сказал Ему в ответ: Господи! если это Ты, повели мне придти к Тебе по воде. Он же сказал: иди. И вышед из лодки, Петр пошел по воде, чтобы подойти к Иисусу. Но, видя сильный ветер, испугался и, начав утопать, закричал: Господи! спаси меня. Иисус тотчас простер руку, поддержал его и говорит ему: маловерный!
зачем ты усомнился? И когда вошли они в лодку, ветер утих".
И можно себе представить, как ощутил Петр этот свой взлет, свое движение по воде в противоречие всем законам тварного мира как победу над всеми стихиями. И вдруг - малодушие.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.