Проповедь Иоанна Крестителя, страница 10

Вообще печаль - это чувство безвозвратной  потери,  когда ощущаешь утрату смысла жизни, сил жить, когда как будто из-под ног мир уходит,  когда мы теряем то,  к чему привязаны. Печаль мирская -  это  когда мы печалимся о потере богатства или даже человека любимого,  о потере еще чего-то. Когда мы все в этом, когда  потеря  эта производит в нас такую печаль страшную и мы всем существом как бы вслед за этим устремляемся, мы устремляемся, собственно, в небытие, потому что все в этом мире проходит и исчезает, все тлеет, и в это тление мы как бы всем своим существом как бы падаем в эту бездну.  Поэтому и сказано,  что печаль мирская  - ни много ни мало - производит смерть.

А вот печаль ради Бога всегда действенна, она всегда побуждает к деланию,  к исправлению.  Когда мы плачем о Господе, когда мы  помним слова "блаженны плачущие,  ибо они утешатся", когда мы плачем именно о своей нищете, о своих грехах, о своем убожестве - тогда мы восстаем из праха.

Разная бывает печаль.  Когда Господь идет воскресить дочь

Иаира (Мк.   25 0:38-39),  Он говорит:  "Что смущаетесь и плачете?

девица не умерла,  но спит".  Т.е. не велит Он им плакать; то, что они плачут,  - это неразумие,  потому что умерший действительно спит.  Мы помним,  что Наинской вдове тоже Господь сказал, прежде чем воскресить ее сына (Лк.  27 0:11-17):"Не плачь".

И еще есть интересное место, где Господь запретил плакать даже  о Себе (Лк.   223 0:26-28):  "И шло за Ним великое множество народа и женщин, которые плакали и рыдали о Нем. Иисус же, обратившись к ним,  сказал:  дщери Иерусалимские! не плачьте обо

Мне,  но плачьте о себе и о детях ваших".  Т.е. не плачьте обо

Мне, избитом и ведомом на смерть, а плачьте о детях ваших, которые здоровы и сыты;  о богатящихся и самодовольных,  которые вроде бы ни в чем не знают нужды - о них плачьте. Часто женщины приходят в храм и печалятся о  том,  что  сын  пьяница  или развратник,  а не печалятся,  если он преуспевает, но при этом является безбожником.  А вот тут-то и надо плакать больше всего.

Есть еще такой плач (Матф.   28 0:12) - плач безнадежного отчаяния, сопровождаемый  скрежетом зубовным.  Можно и по поводу своих грехов плакать таким плачем когда мы не  то  что  просто плачем: Господи,  милостив буди мне грешному!  - а,  как говорится, кусаем локти,  укоряем себя: как я мог это сделать, как я теперь оправдаюсь, как я могу после этого жить, нет мне прощения!.. Мы знаем, что и Иуда раскаялся в своем предательстве, и очевидно, его плач тоже был с таким скрежетом зубовным, т.е.

не плач к Богу о духовной нищете,  а крик души:  почему я пал, почему я не святой?! Такой плач тоже бывает - плач, который не влечет за собой облегчения.

Мы знаем,  что Сам Господь тоже плакал.  Он прослезился о

Лазаре (Ин.  211 0:35), когда о нем плакали Марфа и Мария; Он плакал о Иерусалиме (Лк.   219 0:41-44): "И когда приблизился к городу, то,  смотря на него, заплакал о нем и сказал: о, если бы и ты хотя  в сей твой день узнал,  что служит к миру твоему!  но это сокрыто ныне от глаз твоих".  Мы видим  Господа  в  Гефсиманском саду,  и хотя не сказано,  что Он плакал, но капли Его пота были как капли крови.  И Он ужасался перед тем,  что  Ему предстоит, и молился: "Отче, да минует Меня чаша сия; впрочем, не как Я, но как Ты".

Когда плачет  Господь  о смерти кого-то или предвидя Свои страдания и крестный путь, то Он знает, о чем плачет: Он видит весь ужас  смерти  самой по себе для каждого человека,  всю ее недолжность, противоестественность.  И Он видит весь тот путь, которым и Ему надо пройти,  и понимает,  что Ему предстоит. Об этом Он и плачет. А мы плачем - только о земных потерях.

29.03.94.