Вообще печаль - это чувство безвозвратной потери, когда ощущаешь утрату смысла жизни, сил жить, когда как будто из-под ног мир уходит, когда мы теряем то, к чему привязаны. Печаль мирская - это когда мы печалимся о потере богатства или даже человека любимого, о потере еще чего-то. Когда мы все в этом, когда потеря эта производит в нас такую печаль страшную и мы всем существом как бы вслед за этим устремляемся, мы устремляемся, собственно, в небытие, потому что все в этом мире проходит и исчезает, все тлеет, и в это тление мы как бы всем своим существом как бы падаем в эту бездну. Поэтому и сказано, что печаль мирская - ни много ни мало - производит смерть.
А вот печаль ради Бога всегда действенна, она всегда побуждает к деланию, к исправлению. Когда мы плачем о Господе, когда мы помним слова "блаженны плачущие, ибо они утешатся", когда мы плачем именно о своей нищете, о своих грехах, о своем убожестве - тогда мы восстаем из праха.
Разная бывает печаль. Когда Господь идет воскресить дочь
Иаира (Мк. 25 0:38-39), Он говорит: "Что смущаетесь и плачете?
девица не умерла, но спит". Т.е. не велит Он им плакать; то, что они плачут, - это неразумие, потому что умерший действительно спит. Мы помним, что Наинской вдове тоже Господь сказал, прежде чем воскресить ее сына (Лк. 27 0:11-17):"Не плачь".
И еще есть интересное место, где Господь запретил плакать даже о Себе (Лк. 223 0:26-28): "И шло за Ним великое множество народа и женщин, которые плакали и рыдали о Нем. Иисус же, обратившись к ним, сказал: дщери Иерусалимские! не плачьте обо
Мне, но плачьте о себе и о детях ваших". Т.е. не плачьте обо
Мне, избитом и ведомом на смерть, а плачьте о детях ваших, которые здоровы и сыты; о богатящихся и самодовольных, которые вроде бы ни в чем не знают нужды - о них плачьте. Часто женщины приходят в храм и печалятся о том, что сын пьяница или развратник, а не печалятся, если он преуспевает, но при этом является безбожником. А вот тут-то и надо плакать больше всего.
Есть еще такой плач (Матф. 28 0:12) - плач безнадежного отчаяния, сопровождаемый скрежетом зубовным. Можно и по поводу своих грехов плакать таким плачем когда мы не то что просто плачем: Господи, милостив буди мне грешному! - а, как говорится, кусаем локти, укоряем себя: как я мог это сделать, как я теперь оправдаюсь, как я могу после этого жить, нет мне прощения!.. Мы знаем, что и Иуда раскаялся в своем предательстве, и очевидно, его плач тоже был с таким скрежетом зубовным, т.е.
не плач к Богу о духовной нищете, а крик души: почему я пал, почему я не святой?! Такой плач тоже бывает - плач, который не влечет за собой облегчения.
Мы знаем, что Сам Господь тоже плакал. Он прослезился о
Лазаре (Ин. 211 0:35), когда о нем плакали Марфа и Мария; Он плакал о Иерусалиме (Лк. 219 0:41-44): "И когда приблизился к городу, то, смотря на него, заплакал о нем и сказал: о, если бы и ты хотя в сей твой день узнал, что служит к миру твоему! но это сокрыто ныне от глаз твоих". Мы видим Господа в Гефсиманском саду, и хотя не сказано, что Он плакал, но капли Его пота были как капли крови. И Он ужасался перед тем, что Ему предстоит, и молился: "Отче, да минует Меня чаша сия; впрочем, не как Я, но как Ты".
Когда плачет Господь о смерти кого-то или предвидя Свои страдания и крестный путь, то Он знает, о чем плачет: Он видит весь ужас смерти самой по себе для каждого человека, всю ее недолжность, противоестественность. И Он видит весь тот путь, которым и Ему надо пройти, и понимает, что Ему предстоит. Об этом Он и плачет. А мы плачем - только о земных потерях.
29.03.94.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.