Основные виды и критерии работоспособности деталей машин, страница 19

 


5.1. Расчет шлицевого соединения.

При расчетах шлицевого соединения считаем, что нагрузка равномерно распределена между всеми шлицами.

Шлицевые соединения (число и размер поперечного сечения шлица принимаем в зависимости от диаметра вала по ГОСТу). Далее проводят проверочный расчет соединения из условия прочности на смятие. Шлицевые соединения проверяют только на смятие.

;

где    Р - действующее усилие,

* - суммарная поверхность смятия.

.

Сила, вызывающая смятие.

;

где    h – высота;

l - длинна ступицы, поверхность контакта;

z – число шлицов.

;

где    ψ – коэффициент, учитывающий неравномерное распределение нагрузки между зубьями (0,7…0,8);

Т – крутящий момент.

;

где f – величина идеального зазора.

Допускаемые напряжения на смятие.

1) Термическая обработка шлицов - 100-140 МПА.

2) Без термической обработки    - 60-100 МПА.

6. Валы и оси.

6.1. Конструкция валов и осей.

Оси, предназначенные для поддержки деталей, воспринимают нагрузку от этих деталей и работают на изгиб. Оси, как правило, представляют собой прямые стержни и иногда полого сечения.

 


Валы в отличие от осей в основном предназначены для передачи вращательных моментов и для поддержания различных деталей на них. Основным отличием валов и осей является то, что первые передают крутящий момент, а вторые нет. Валы, несущие на себе детали, через которые передается вращательный момент, воспринимают от этих деталей нагрузки и поэтому работают на изгиб и на кручение.

 Основные конструкции валов.

1.     Валы с прямой осью (как правило, ступенчатые.)