Основные виды и критерии работоспособности деталей машин, страница 17

 - коэффициент, учитывает нестабильность свойств.

 (для легированных и углеродистых сталей).

 - коэффициент, учитывает способ получения заготовки зубчатого колеса.

Если заготовка или штамповка, то .

Если из проката, то .

Если литье, то .

4.3. Расчет зубчатой передачи на прочность.

4.3.1. Определение расчетной нагрузки.

Усилия, возникающие в зацеплении колеса, вызывают деформацию не только зубьев, но и валов, корпусов, опор, что приводит к неравномерному распределению нагрузки вдоль контактной линии зубьев, а следовательно к дополнительным динамическим нагрузкам. Для учета влияния этих факторов на прочность зубьев номинальную нагрузку несколько увеличивают, введением так называемого коэффициента нагрузки – К.

,

где  - коэффициент концентрации, учитывающий неравномерность нагрузки по длине зуба, которая происходит из-за деформации валов и зубчатых колес. Он принимается равным 1 для прирабатывающихся зубьев, при постоянной нагрузке. При проектном расчете зубчатых передач этот коэффициент рекомендуется принимать из ряда:

.

Для колес: (НВ<350) - ,

                   (НВ>350) - .

 - коэффициент зависит от окружной скорости и точности изготовления передачи.

При проектном расчете принимается  (меньшее значение). Для передач с небольшими окружными скоростями () берут .

4.4. Расчет передачи.

Проектный расчет зубчатой передачи на контактную выносливость сводится к определению  межосевого расстояния, при котором обеспечивается прочность поверхностного слоя профиля зубьев (в разных учебниках разных лет соответственно разные ГОСТы и разные обозначения).

,

где  - крутящий момент на валу зубчатого колеса (будем иметь из кинематического расчета);

К – коэффициент нагрузки (для прямозубых передач 49,5; для шевронных и косозубых 43);

И- передаточное число передачи (данной ступени);

 - допускаемое контактное напряжение в Мпа;

 - коэффициент ширины зубчатого колеса (0,25…0,63);

 - передаточное отношение.

Прямозубые.

.