Основные виды и критерии работоспособности деталей машин, страница 14


Кроме окружных шагов вводят понятие углового шага τ. Это центральный угол (τ) концентрической окружности зубчатого колеса:

 - угол, на который поворачивается зубчатое колесо от момента входа зуба зубчатого колеса в зацепление и до момента выхода(угол перекрытия).

Коэффициент перекрытия передачи – это отношение угла перекрытия к угловому шагу.

.

Для косозубых и шевронных зубчатых передач:

.

Для прямозубых зубчатых передач:

,

где  - коэффициент торцевого перекрытия:

,

В связи с тем, что в косозубых и шевронных передачах зубья располагаются наклонно, то в отличие от прямозубых передач они входят в зацепление не сразу по всей длине, а в течение некоторого времени. В связи с этим общий коэффициент перекрытия косозубых и шевронных передач больше, чем прямозубых.

С увеличением коэффициента перекрытия повышается плавность зацепления зубьев, уменьшаются динамические нагрузки на них и снижается шум, возникающий при работе передачи.

Суммарный коэффициент перекрытия  - определяет среднее число зубьев, одновременно находящихся в зацеплении (должен быть больше или равен 1):

для прямозубых передач ;

для косозубых и шевронных передач  (всегда больше двух).

3.3. Модуль зацепления – m.

Для прямозубых передач существует торцевой модуль:

;

Для прямозубых передач .

Для косозубых и шевронных передач существует нормальный модуль:

.

Модуль – это основная величина, определяющая размеры зубчатых колес. Модули эвольвентных зубчатых колес стандартизированы: СТ.СЭВ 310-76.

3.4. Расчет геометрии зубчатых передач.

Расчет сводится к определению основных геометрических параметров зубчатых колес. Рассмотрим для некоррегируемых передач.

Прямозубая.