Применительно к висячим системам, регулирование усилий сводится к тому, чтобы при средней расчетной температуре балка жесткости не работала на изгиб от действия постоянной нагрузки (для этого систему собирают сначала как статически определимую, устраивая в балке жесткости временные шарниры, см. п. 8).
Применительно к вантовым системам, искусственное регулирование усилий выполняется чаще всего для достижения следующих целей:
1) увеличения натяжения вантовых элементов с целью создания возможности воспринимать сжимающие усилия;
2) увеличения натяжения для повышения приведенной жесткости вантовых элементов;
3) перераспределения внутренних усилий – например для изменения эпюры моментов в изгибаемых элементах системы – в главном пролете балку выгибают вверх (за счет вертикальных составляющих усилий в вантах) придавая ей дополнительный отрицательный момент (см. рис. 10.5). Однако при этом не следует забывать, что т.о. несколько увеличиваются усилия в вантах и пилоне.
Обычно регулирование усилий проводят до пуска сооружения в эксплуатацию. Последующее регулирование усилий может понадобиться:
1) если при монтаже не удалось добиться оптимального напряженного состояния балки жесткости;
2) если надо проводить дополнительное регулирование после протекания усадки и ползучести бетона (для железобетонных балок);
3) если по окончании монтажа обнаружены неточности в усилиях в вантах и балках по сравнению с проектными.
Способы создания предварительного напряжения в системе достаточно разнообразны, однако их можно разбить на две принципиально различающиеся друг от друга группы:
1) создание предварительного напряжения, сохраняющегося в ненагруженном состоянии за счет самонапряжений возможных в статически неопределимой системе. В этом случае напряжение создается либо путем регулировки длин, углов поворота, положений опор и т. п., либо за счет временного пригруза различных элементов несобранной еще системы и замыкания ее под нагрузкой (временный пригруз после замыкания системы, как правило, удаляется).
2) создание предварительного натяжения путем включения в систему некоторой постоянной нагрузки, чаще всего собственного веса конструкции или специального балласта.
Создание предварительного напряжения путем использования приемов первой группы возможно только для статически неопределимых систем, в то время как приемы второй группы могут применяться для любых систем, однако недостатком является то, что при этом в системе возникает перегрузка, создаваемая системой балластных грузов.
Обычно регулирования усилий в вантовых системах добиваются подтяжкой вант домкратами (см. рис. 10.6), находящимися на пилоне или на балке жесткости, либо поддомкрачивая балку временными опорами.
Рис. 10.6. Натяжение вант моста Нормандия
Контроль величин усилий в канатах можно проводить:
1) торировочными монометрами включенными в сеть маслопровода домкратов;
2) по провесу канатов;
3) по собственной частоте колебаний каната:
здесь:
n – число полуволн возбуждаемых колебаний на весь пролет каната n=1;
L – длина каната между закреплениями минус 1 … 2 м для исключения жестких участков у опор;
N – натяжение каната, т;
m = P/g – погонная масса каната, т´сек2/м2 ;
Р – погонный вес каната, т/м;
g – ускорение силы тяжести, м/сек2.
Учитывая N=4´t2´L2´m, если отсчитать время tк для определенного количества полных колебаний (обычно к=50), тогда: ,
здесь:
t50 – замеренное время 50 колебаний каната, сек.
10.3. Схемы вантово-балочных мостов
Современные вантово-балочные мосты характеризуются большим разнообразием систем, размеров и способов расположения вант.
Ранее классификация вантовых мостов рассматривалась в разделе 6.
Как все вантовые мосты, вантово-балочные можно классифицировать:
1. По назначению (железнодорожные, автодорожные, городские, пешеходные, трубопроводные и совмещенные);
2. По числу пролетов (двухпролетные, трехпролетные и многопролетные);
3. По материалу балки жесткости (металлические, железобетонные и сталежелезобетонные);
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.