Общая характеристика висячих и вантовых мостов. Элементы висячих и вантовых мостовых конструкция и материалы, страница 23

Применительно к висячим системам, регулирование усилий сводится к тому, чтобы при средней расчетной температуре балка жесткости не работала на изгиб от действия постоянной нагрузки (для этого систему собирают сначала как статически определимую, устраивая в балке жесткости временные шарниры, см. п. 8).

Применительно к вантовым системам, искусственное регулирование усилий выполняется чаще всего для достижения следующих целей:

1) увеличения натяжения вантовых элементов с целью создания возможности воспринимать сжимающие усилия;

2) увеличения натяжения для повышения приведенной жесткости вантовых элементов;

3) перераспределения внутренних усилий – например для изменения эпюры моментов в изгибаемых элементах системы – в главном пролете балку выгибают вверх (за счет вертикальных составляющих усилий в вантах) придавая ей дополнительный отрицательный момент (см. рис. 10.5). Однако при этом не следует забывать, что т.о. несколько увеличиваются усилия в вантах и пилоне.

Image1

Рис. 10.5. Регулирование усилий в балке жесткости


Обычно регулирование усилий проводят до пуска сооружения в эксплуатацию. Последующее регулирование усилий может понадобиться:

1) если при монтаже не удалось добиться оптимального напряженного состояния балки жесткости;

2) если надо проводить дополнительное регулирование после протекания усадки и ползучести бетона (для железобетонных балок);

3) если по окончании монтажа обнаружены неточности в усилиях в вантах и балках по сравнению с проектными.

Способы создания предварительного напряжения в системе достаточно разнообразны, однако их можно разбить на две принципиально различающиеся друг от друга группы:

1) создание предварительного напряжения, сохраняющегося в ненагруженном состоянии за счет самонапряжений возможных в статически неопределимой системе. В этом случае напряжение создается либо путем регулировки длин, углов поворота, положений опор и т. п., либо за счет временного пригруза различных элементов несобранной еще системы и замыкания ее под нагрузкой (временный пригруз после замыкания системы, как правило, удаляется).

2) создание предварительного натяжения путем включения в систему некоторой постоянной нагрузки, чаще всего собственного веса конструкции или специального балласта.

Создание предварительного напряжения путем использования приемов первой группы возможно только для статически неопределимых систем, в то время как приемы второй группы могут применяться для любых систем, однако недостатком является то, что при этом в системе возникает перегрузка, создаваемая системой балластных грузов.

Обычно регулирования усилий в вантовых системах добиваются подтяжкой вант домкратами (см. рис. 10.6), находящимися на пилоне или на балке жесткости, либо поддомкрачивая балку временными опорами.

Натяжение вант

Рис. 10.6. Натяжение вант моста Нормандия


Контроль величин усилий в канатах можно проводить:

1) торировочными монометрами включенными в сеть маслопровода домкратов;

2) по провесу канатов;

3) по собственной частоте колебаний каната:      

здесь:

n – число полуволн возбуждаемых колебаний на весь пролет каната n=1;

L – длина каната между закреплениями минус 1 … 2 м для исключения жестких участков у опор;

N – натяжение каната, т;

m = P/g – погонная масса каната, т´сек22 ;

Р – погонный вес каната, т/м;

g – ускорение силы тяжести, м/сек2.

Учитывая     N=4´t2´L2´m,    если отсчитать время tк для определенного количества полных колебаний (обычно к=50), тогда:        ,

здесь:

t50 – замеренное время 50 колебаний каната, сек.

10.3. Схемы вантово-балочных мостов

Современные вантово-балочные мосты характеризуются большим разнообразием систем, размеров и способов расположения вант.

Ранее классификация вантовых мостов рассматривалась в разделе 6.

Как все вантовые мосты, вантово-балочные можно классифицировать:

1. По назначению (железнодорожные, автодорожные, городские, пешеходные, трубопроводные и совмещенные);

2. По числу пролетов (двухпролетные, трехпролетные и многопролетные);

3. По материалу балки жесткости (металлические, железобетонные и сталежелезобетонные);