Дальнейшее развитие вантовой фермы вызвано стремлением уменьшить высоту пилонов за счет уположения поясных вант (предложение Жискляра, 1914 г.).
Это уположение приводит к появлению сжимающих усилий в радиальных вантах А–2, А–3, А–О (рис. 9.9), при приложении нагрузки к узлам, расположенным по отношению к нижнему концу рассматриваемой радиальной ванты, в сторону ближайшего пилона.
Наличие постоянной нагрузки, распределенной по всему пролету фермы и вызывающей растягивающие усилия во всех вантах, позволяет исключить возможность падения растягивающего усилия в них до нуля и создать необходимый запас по растяжению.
Рис. 9.9. Вантовая ферма Жискляра
Недостатками радиально-вантовой фермы являются сложность пилонных узлов, в которых сходится большое число вант, и значительное провисание радиальных вант. Против провисания радиальных вант, возможно принятие специальных мер, среди которых:
– подвешивание длинных вант к специальному кабелю (рис. 9.10 б), не участвующему в работе фермы под нагрузкой.
– введение в состав фермы вертикальных подвесок (рис. 9.10 в) разделяющих длинные ванты на ряд относительно коротких участков. Эти подвески включаются в работу фермы только под вертикальной нагрузкой.
Рис. 9.10. Меры против провисания радиальных вант
Среди примеров таких систем следует назвать мост во Франции, построенный в 1909 г. (рис. 9.11) и мост через р. Мягана с пролетом 80 м построенный в СССР в 1932 г.
Рис. 9.11. Мост с радиально-вантовой фермой
9.2.2. Радиально-вантовая ферма
с наклонными сходящимися подвесками
Рис. 9.12. Радиально-вантовая ферма с наклонными сходящимися подвесками
Идея системы состоит в уменьшении, числа радиальных вант, без укрупнения панелей проезжей части. Для сохранения статической определимости фермы, нижние концы сходящихся подвесок должны иметь продольную подвижность относительно конструкции проезжей части (см. засечки на рис. 9.12).
Для того, чтобы наклонные подвески не получались слишком пологими, высоту пилонов рассматриваемой фермы нужно увеличить, сравнительно с высотой пилонов простой радиально-вантовой фермы.
Одним из примеров такого сооружения является мост через р. Заревшан с пролетом 145 м построенный в СССР в 1934 г.
9.2.3. Радиально-вантовая ферма
с наклонными несходящимися подвесками
Рис. 9.13. Радиально-вантовая ферма с наклонными несходящимися подвесками
В этой статически определимой системе еще далее, чем в предыдущей, развита идея уменьшения числа радиальных вант, при сохранении величины панели проезжей части. Ферма изображенная на рис. 9.13 имеет всего шесть радиальных вант вместо 15, которые необходимы в простой радиально-вантовой ферме при том же числе панелей проезжей части.
Особенностью рассматриваемой системы является возникновение продольных усилий в балках проезжей части, расположенных в плоскости фермы и включенных в работу фермы на вертикальную нагрузку (ветровой пояс работает на сжатие от усилий в подвесках).
Для данной системы характерно упрощение конструкции пилонных узлов и уменьшение расхода металла, благодаря уменьшению числа вант и узлов (конструктивный коэффициент равен 1,4 … 1,45).
9.2.4. Четырехдисковая радиально-вантовая ферма
Рис. 9.14. Четырехдисковая радиально-вантовая ферма
Предложена для одного из мостов выстроенного в СССР в 1932 г. Ферма образована из двух простых радиально-вантовых ферм, подвешенных каждая к одному из пилонов непосредственно, а к другому посредством длинной ванты. Обе указанных ванты для уменьшения провисания подтянуты подвесками к средним узлам простых радиально-вантовых ферм.
Рассматриваемая система возникла, как результат стремления ослабить недостаток простой радиально-вантовой фермы, уменьшить значительную длину радиальных вант. Как видно из сопоставления рис. 9.14 и 9.7, это достигнуто ценою увеличения высоты пилонов.
9.2.5. Лучевая ферма
Функции поясных вант могут быть целиком переданы ветровому поясу. Получившаяся при этом лучевая ферма имеет вид, показанный на рис. 9.15.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.