– гибкие ванты – изготовлены из канатов;
– жесткие ванты – выполняются из проката или из канатов с оболочкой из предварительно напряженного железобетона.
6.5. Классификация по восприятию распора
По восприятию распора различают мосты:
– распорные (обычно однопролетные) (рис. 6.1 а, б);
– безраспорные (т.н. вантово-балочные – cable-stayed bridge) (рис. 6.1 в, г, д, е, ж), эти мосты получили за последние годы наибольшее распространение. В зарубежной литературе такие мосты именуются символом современного мостостроения.
6.6. Классификация по числу плоскостей вант
По числу плоскостей вант различают мосты:
– с одной плоскостью вант, в отличие от висячих мостов, у которых, как правило, две плоскости, (рис. 6.1 з, 6.2);
В последние годы применение одноплоскостных систем расширяется, т.к. они особенно целесообразны при наличии широких разделительных полос современных автомагистралей.
Преимуществом этих систем являются:
– определенные архитектурные достоинства (ванты при любом ракурсе взгляда не образуют хаотических пересечений и не закрывают обзора местности);
– ванты хорошо работают на симметричные относительно оси моста загружения;
– вантовая плоскость не мешает монтировать балку жесткости из сборных элементов заводского изготовления.
К недостаткам таких систем следует отнести наличие широкой разделительной полосы.
– с двумя вертикально поставленными или двумя наклонно поставленными плоскостями вант (рис. 6.1 з);
Двухплоскостные системы позволяют создать более компактные размеры пролетных строений, достичь снижения действий крутящих моментов, кроме того, им присущи более благоприятные аэродинамические свойства.
– с тремя и более плоскостями вант (рис. 6.2).
а) б)
Рис. 6.2. Одно и трехплоскостные вантовые системы.
(а – автодорожный путепровод в Дюссельдорфе, б – мост через р. Рейн у Леверкузена)
6.7. Классификация по геометрической схеме
По геометрической схеме различают мосты:
– решетчатые вантовые фермы (рис. 2.2 а, 6.1 а), имеют специально подобранную схему расположения вант, обеспечивающую их постоянную работу на растяжение и геометрическую неизменяемость (такие конструкции были распространены в 30-е г.г. прошлого века, в настоящее время из-за большой трудоемкости и относительно малой перекрывающей способности применяются редко);
– вантово-балочные мосты – конструкции простые по схеме, эффективные по расходу материалов и трудоемкости, геометрически неизменяемые за счет совместной работы с балкой (рис. 6.1 б, в, г, д, е, ж).
В зависимости от расположения вант различают вантово-балочные мосты различных систем:
– «пучок», или радиальная (рис. 6.1 б);
– «арфа», или ярусно-параллельная (рис. 6.1 в);
– «веер», или ярусно-расходящаяся (рис. 6.1 г);
– «звезда», или ярусно-сходящаяся (рис. 6.1 д, 6.3);
– смешанная – например, «арфа – пучок – веер» (рис. 6.1 е).
Рис. 6.3. Мост через р. Эльбу в г. Гамбурге, 1962 г.
(схема моста 31+64+171,87+64+79,95, угол наклона вант около 20°)
Если число вант с одной стороны пилона 4 … 5 или более – система называется многовантовой, как правило, это «арфа» или «веер» (рис. 6.1 ж).
Учитывая схожесть висячих мостов повышенной жесткости (рис. 5.1 е, ж, з, к) и вантовых мостов с решетчатыми вантовыми фермами (рис. 2.2 а, 6.1 а), различают их по двум признакам:
– если кабель непрерывный от пилона до пилона, если усилие в кабеле на порядок превышает усилия в наклонных подвесках или восходящих (нисходящих) вантах – мост считается висячим;
– если пролетное строение состоит из отдельных вант, усилия в которых одного порядка – мост считается вантовым.
7. ЭЛЕМЕНТЫ ВИСЯЧИХ И ВАНТОВЫХ МОСТОВ
ИХ КОНСТРУКЦИЯ И МАТЕРИАЛЫ
К основным элементам мостов обычно относят:
– кабели висячих мостов;
– ванты вантовых мостов;
– концевые крепления или анкеры кабелей и вант;
– пилоны мостов;
– балки жесткости мостов.
7.1. Кабели висячих мостов
Кабели являются главными несущими элементами висячего моста, поддерживая с помощью подвесок балку жесткости, они передают усилия на пилоны. Кабели могут быть двух типов:
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.