Рис. 10.2. Мост с радиально-вантовой лучевой фермой
(если опирание всех опорных частей продольно-подвижное – то это статически определимая конструкция)
Основными недостатками такого решения являлись:
1. Наличие большого количества длинных провисающих вант;
2. Недостаточная жесткость сооружения;
3. Сложность конструкции при большом числе вант;
4. Трудность обеспечения (при тяжелой нагрузке) необходимого запаса по растяжению вант, а следовательно возможность появления в слабо натянутых вантах сжимающих усилий и выключение их из работы.
Отчасти таких недостатков лишены вантовые мосты с балками жесткости – вантово-балочные мосты.
10.1. Особенности вантово-балочных мостов,
роль в них балки жесткости
Вантово-балочные мосты (cable-stayed bridge) – это относительно легкие большепролетные балки, поддерживаемые в ряде точек пролета вантами, основное распространение они получили в городских и автодорожных мостах, где на сегодня являются наиболее распространенным типом вантовых мостов.
Роль балки жесткости в вантовых мостах иная, чем в мостах висячих, – в висячих мостах – балка безусловно необходима, – т.к. обеспечивает геометрическую неизменяемость системы, в вантовых же мостах геометрическая неизменяемость от балки жесткости не зависит т.к. обеспечивается треугольной структурой вантовой фермы (убедиться в этом можно введя в узлы прикрепления вант шарниры – геометрическая изменяемость системы – не изменилась!).
Роль балки жесткости в вантово-балочных мостах:
Рис. 10.3. Вантово-балочный мост
2. Наличие балки позволяет (при необходимости) уменьшить число вант в системе (рис. 10.3);
3. Наличие балки позволяет создавать в вантах растягивающие усилия за счет сопротивления балки изгибу;
4. Наличие балки позволяет создавать в вантах дополнительные растягивающие усилия (т.н. запас по растяжению), т.к. сама балка (обладая солидным весом) увеличивает постоянную нагрузку;
5. Натяжением или ослаблением вант можно регулировать распределение изгибающих моментов в балке – существенно уменьшать значения расчетных моментов, получая экономичное решение системы;
6. В двух-, трех-, и многопролетных мостах можно передавать горизонтальную составляющую усилий в вантах на балку, превращая систему в балочную – внешне-безраспорную (рис. 10.4), что позволяет отказаться от анкерных опор. Однако при этом балка жесткости оказывается в более тяжелых условиях, работая дополнительно на сжатие.
Рис. 10.4. Внешне-безраспорный вантово-балочный мост
Основное назначение балки жесткости в вантово-балочных мостах заключается в восприятии изгиба в пределах панели вантовой фермы (т.е. работа на местную нагрузку) и равномерном распределении нагрузки между соседними вантами;
С экономической точки зрения балку следует применять как можно менее жесткой.
10.2. Цели и способы регулирования усилий
Регулирование усилий это совокупность мероприятий обеспечивающих оптимальное распределение внутренних усилий в элементах конструкции.
Регулирование усилий, как правило, сводится к созданию наилучшего очертания огибающей эпюры моментов в балке жесткости, т.к. изменения усилий в вантах получаемые после регулирования не велики.
Регулирование усилий в конструкциях, снижая изгибающие моменты и обеспечивая их равномерность по длине, позволяет рационально расположить материал и снизить его расход, приводя к существенному уменьшению стоимости сооружения.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.