Общая характеристика висячих и вантовых мостов. Элементы висячих и вантовых мостовых конструкция и материалы, страница 16

6. В железобетоне, по сравнению с другими материалами происходит быстрое, в 2 … 3 раза быстрее, затухание колебаний, следовательно, повышается аэродинамическая устойчивость конструкции;

7. Железобетонные балки экономичнее в сравнении с металлическими (стоимость железобетона меньше стоимости металла примерно в 10 раз);

8. Повышается коррозионная стойкость конструкции;

9. Для железобетонных балок величина пролета 60 … 120 м является рациональной, экономически целесообразное решение – до 500 м.

В последние годы, большая часть висячих и вантовых мостов за рубежом, проектируется с применением железобетонных балок жесткости. Во всех построенных висячих мостах с железобетонной балкой жесткости, пилоны также выполнены из железобетона.

8.8. Дополнительные меры

повышения жесткости висячих мостов

Меры, приводящие к повышению жесткости висячих систем:

1. Постановка наклонных вант;

Рис. 8.31. Постановка наклонных вант


В таких системах, вертикальные ванты ограничивают вертикальные перемещения системы, а горизонтальные (пологие) – препятствуют горизонтальным перемещениям.

Как отмечалось выше, при загружении половины пролета балка жесткости имеет S-образный прогиб, наибольшие перемещения, при этом, возникают в четверти пролета, для уменьшения этих перемещений и применяют наклонные нисходящие ванты вблизи опор, которые являются своего рода, дополнительными упругими опорами. Установленные в системе восходящие ванты натянуты, и фиксируют очертание кабеля.

Системы с восходящими и нисходящими дополнительными вантами не получили широкого распространения из-за неблагоприятного внешнего вида, однако примеры имеются см. рис. 8.32 и 1.13.

Мост с доп-вантами (ч-з р-Огайо США)

Рис. 8.32. Схема моста через р. Огайо в США

2. Жесткое прикрепление цепи к балке (в одной точке) в середине пролета;

Рис. 8.33. Принципиальная схема и схема работы моста с прикрепление цепи к балке

(проставленные размеры соответствуют размерам Танкервильского моста (Франция))

Одна из возможных конструкций и принципиальная схема прикрепление кабеля на анкерной опоре показаны на рис. 8.34 и 8.35.

Танкервильский мост (крепление кабеля)

Рис. 8.34. Схема прикрепление кабеля на анкерной опоре Танкервильского моста

Рис. 8.35. Схема прикрепление кабеля на анкерной опоре

В результате обжатия появляется сила трения кабеля о конструкцию, причем, необходимо создать такое обжатие, чтобы     Fтр > Нвр     (Fтр = m´N,   N – нагрузка от прижимающей части (того, что лежит на поверхности)).

Положительные свойства:

уменьшение прогибов в четверти пролета (в среднем в 3 раза).

– прикрепление препятствует несимметричным формам колебаний системы;

Отрицательные свойства:

распор в системе не постоянен;

– возникает необходимость работы балки (при несимметричном загружении) на продольное усилие Н1 – Н2;

– необходимо устраивать специальные закрепления балки на одной из опор;

– повышенная чувствительность системы к изменению температуры.


3. Объединение цепи с балкой в единое целое на части длины пролета;

При этом в конструкции появляется ферма, имеющая наибольшую высоту там, где возникают максимальные моменты и прогибы (см. рис. 8.36). Растяжение всех элементов фермы обеспечивается постоянной нагрузкой.

Мост ФлорианаполисМост ч-з Мессинский пролив


Рис. 8.36. Схемы мостов с объединением цепи с балкой в единое целое

а – мост Флорианополис, 1931 г., Бразилия,     б – мост через Мессинский пролив, США

Положительные свойства:

– на участке равном L/2 устраняются взаимные перемещения кабеля и балки жесткости т.к. эти конструкции составляют единое целое;

– устраняются продольные перемещения цепи (ограничиваются изменения формы равновесия);

– существенно повышается жесткость системы (в среднем в 2 раза) при возможном уменьшении высоты балки жесткости;

– возрастает экономичность системы (экономия металла может составлять до 30%).

4. Применение наклонных подвесок;

Северн (фасад)

Рис. 8.37. Схема моста с наклонными подвесками.

(мост через р. Северн, 1966 г., Англия, см. также рис. 7.26)


Хамбер (1410) (Англ, 1981)Хамбер (кабель) (длина перехода 2,2 км)

Рис. 8.38. Мост через р. Хамбер с наклонными подвесками, Англия 1977-1981 гг.

Положительные свойства: