Если кабель прямолинеен, то деформации его упругие, следовательно, перемещения вершин пилонов и прогибы загруженного пролета небольшие.
Для поддержания натяжения кабеля жесткости и устранения его упругих деформаций в незагруженных пролетах, возможно устройство подвижного анкерного противовеса (предложение Н.С. Стрелецкого – т.н. рычаг второго рода) см. рис. 8.25 (при этом расходы на анкерные устройства несколько снижаются).
8.6. Безраспорные висячие мосты с балкой жесткости
При необходимости избавиться от сооружения дорогостоящих анкерных опор могут быть применены безраспорные висячие системы.
в висячих мостах с неразрезными балками жесткости
а – при L1>0,25´L2 б – при L1<0,25´L2.
Балки жесткости в таких мостах могут быть неразрезными, являясь распоркой, или консольными, при этом шарниры должны допускать передачу сжимающих усилий (распора) см. рис. 8.27.
Достоинства безраспорных мостов:
1. Отсутствие необходимости в устройстве дорогостоящих анкерных опор (специальных анкеров для закрепления несущей нити);
2. Эти системы менее чувствительны к температурным воздействиям, в них не возникает дополнительных температурных усилий;
3. В этих системах создаются благоприятные условия для применения железобетонных балок жесткости.
Недостатки безраспорных мостов:
1. Необходимость монтажа балки на подмостях (здесь играет роль глубина воды, наличие и мощность ледохода, обеспечение непрерывного судоходства и т.п.), или с помощью монтажных вант, т.к. балка должна быть смонтирована до подвешивания кабеля – сооружение ее навесным способом затруднено;
Сборка балки навесным способом все же возможна, но только при начальном жестком закреплении боковых пролетов, см. рис. 8.28.
2. Более мощные балки жесткости, работающие дополнительно на сжатие;
3. Пониженная, при прочих равных условиях жесткость системы, т.к. точки закрепления кабеля на концах балки жесткости нельзя считать неподвижными за счет сжатия балки.
Как следствие отмеченных недостатков – ограничение длины пролетов относительно небольшими размерами.
Примеры из практики:
– мост через р. Рейн в Кельне, схема – 91+315+91, мост разрушен во время Второй мировой войны, однако его центральный пролет и на сегодняшний день является рекордным для безраспорных висячих мостов с балками жесткости, см. рис. 8.29;
Рис. 8.29. Схема моста через р. Рейн в г. Кельне
– Крымский мост в Москве, 1938 г., схема – 47,5+168+47,5 м, ширина без тротуаров 26,2 м;
– мост через р. Днепр в Киеве с центральным пролетом 160 м;
– мост через р. Кузнечиху в Архангельске, схема – 62+124+62 м. см. рис. 8.30.
Рис. 8.30. Мост через р. Кузнечиху в Архангельске
(общий вид моста, кабель моста во время сборки и в период эксплуатации)
8.7. Особенности применения
железобетонных балок жесткости
1. Возможность применения местных материалов при изготовлении балок;
2. Балки конструктивно имеют мощное сечение, т.о., как правило, не требуют специального усиления на прочность и устойчивость;
3. Сечение балок зависит не от величины пролета, а от длины панели, следовательно, при одинаковых панелях сечение может быть постоянным, независимо от величины пролета (т.о. по предложению В.И. Кириенко можно изготавливать стандартные железобетонные блоки длиной в одну панель и собирать из них пролеты различной длины);
4. Меняя стрелу провисания нити, можно регулировать (рационализировать) усилия (обжатие) в балке;
5. Мосты с железобетонной балкой обладают высокой жесткостью (увеличение жесткости в несколько (5 …6) раз). Повышение жесткости происходит за счет увеличения собственного веса конструкций т.к. в процентном отношении доля временной нагрузки становится меньше;
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.