Другим, преимуществом мокрого шлифования является эффект охлаждения. Во время шлифовки образца в результате трения может происходить его значительный разогрев, приводящий к изменению истинной микроструктуры образца, например к отпуску мартенсита в стальных образцах. Такой дефект уже не может быть исправлен последующей полировкой. Мокрая шлифовка является эффективным средством предупреждения перегрева образца.
В ряде случаев в шлифуемую поверхность вдавливаются отделившиеся частицы абразива. Эти частицы могут сохраниться при дальнейшем изготовлении шлифа и могут быть приняты за неметаллические включения, присущие материалу. Следует отметить, что большую часть этих частиц смывает вода.
Очень важно помнить, что шлифование предпринимается с целью уменьшить (путем последовательного перехода ко все более мелкозернистому абразивному материалу) глубину слоя деформированного металла до такой степени, чтобы последние его следы можно было удалить полированием. Размер царапины и глубина слоя наклепанного металла под царапиной становятся меньше с уменьшением размера частиц абразива. Толщина слоя наклепанного металла примерно обратно пропорциональна твердости образца; при этом она в 10—50 раз превосходит размер абразивной частицы. Крайне необходимо, чтобы каждая ступень шлифования полностью удаляла слой деформированного металла, созданный на предыдущей ступени. Препараторы обычно считают, что это осуществляется в том случае, если продолжительность шлифовки на данной ступени будет вдвое превышать время, необходимое для удаления царапин, созданных на предыдущей ступени. Для того чтобы гарантировать полное исчезновение видимых глазом шлифовальных царапин, нанесенных на предыдущей ступени, направление шлифовки должно изменяться на 45—90° при переходе от абразивного материала с одним размером частиц к абразивному материалу с другим размером частиц.
Кроме того, для оценки эффекта шлифовки можно исследовать шлифуемые поверхности при переходе от одной ступени шлифовки к другой под микроскопом. После каждой ступени шлифования поверхность должна быть покрыта равномерными по величине и отчетливо видимыми царапинами; никаких следов царапин от предыдущего шлифования наблюдаться не должно.
Большое значение при шлифовке имеет давление, прикладываемое к образцу, находящемуся в контакте с абразивным материалом. Небольшое давление создает условия трения, в результате чего снимается недостаточное количество металла. Несколько более сильное давление вызывает эффект полирования, в то время как еще более сильное давление создает желаемые условия шлифования. Очень сильное давление приводит к нежелательным последствиям: к неравномерной величине царапин, появлению глубоких впадин и вдавливанию абразивных частиц в металл. Обычно оптимальное давление зависит от типа шлифуемого материала и лучше всего определяется опытным путем. В общем случае применение умеренно сильного давления неизменно дает наилучшие результаты.
Шлифование большинства металлографических образцов производится вручную; образец прижимается шлифуемой плоскостью к абразивному материалу. При таком методе очень трудно, особенно для новичка, создавать и поддерживать ровную плоскость по всей шлифуемой поверхности образца. Для преодоления этой трудности препаратор должен воздерживаться от более сильного нажима на одну сторону образца по сравнению с другой. Он должен также избегать любого «колебательного» движения, которое приведет к созданию выпуклой поверхности. Если операция шлифования прерывается, например для визуальной оценки качества поверхности, оператор должен обеспечить весьма хороший контакт образца со шлифовочньм материалом, чтобы процесс шлифования возобновился по уже имеющейся плоскости.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.