Что необходимо
организации?
- Донести до
нового сотрудника цели и задачи компании
- Донести
ожидания
- Привить
правила и нормы поведения
- Побыстрее
добиться отдачи
Программа
адаптации:
- Подготовительный
этап
- разрабатывается
/ выбирается программа адаптации
- выбирается /
назначается наставник, т.н. «крестный отец» - опытный сотрудник, профессионал,
который пользуется доверием; должен обладать коммуникативными навыками,
быть готовым уделять время
- подготавливается
рабочее место
- подготавливают
сотрудников к приходу новичка
- подбирают
информационные материалы для новичка
- Входное
обучение
- введение в
должность: знакомство с коллегами / рабочим местом / подразделением /
общими правилами работы; проводится специалистом или руководителем
подразделения, лучше на индивидуальной основе
- производственный
инструктаж: ознакомление с приемами / методами работы, принятыми в
организации, а также с требованиями; проводит непосредственный
руководитель
- ориентация:
старт успешной адаптации новичка; ознакомление с традициями, текущим
положением, перспективами, положениями корпоративной культуры
- Действенная
адаптация
- разработка
планов и постановка задач для новичка
- обратная
связь
- оценка
результатов
Организационная
адаптация: цель - усвоение сотрудником норм и
правил, в т.ч. неписанных, принятие ценностей, установок, принципов организации
без ущерба для личных ценностей.
Этапы:
- собеседование
с менеджером по УП (оценка личных качеств и уровня компетенций, сообщение
сведений, перспектив сотрудника),
- собеседование
с линейным менеджером (принятие решения о приёме на работу),
- повторное
собеседование с менеджером по УП (знакомство с правилами внутреннего
распорядка, ознакомительная экскурсия, представление руководству,
сотрудникам, разъяснение их должностных полномочий, указание на внешний
вид, выдача информационного буклета со структурой и историей
подразделения, графиком работы и пр.).
Психологическая
(социально-психологическая) адаптация: цель –
преодоление естественной неуверенности.
Шаги:
- знакомство
новичков между собой (избавляет от ощущения чужеродности)
- представление
новичка «бригаде» - менеджерской команде, в которой он будет работать, и
непосредственно его менеджеру, который ответственен за вхождение в коллектив
новичка
- если у
менеджера нет времени, вводится наставник (из наставников формируется кадровый
резерв на позиции менеджеров; у наставника м.б. не более 2 новичков)
- привлечение к
участию в корпоративных мероприятиях
- специальные
тренинги.
Профессиональная
адаптация: цель – усвоение системы
профессиональных знаний и навыков и их применение на практике.
Этапы:
- разъяснение
содержания профессиональной деятельности на первых собеседованиях с
линейным менеджером и менеджером по УП
- обучение,
например, в собственных образовательных или тренинговых центрах
(параллельно с профессиональной адаптацией происходит, таким образом и
организационная);
a.
в перерывах между этапами обучения возможна
практика; о
b.
обязательна система оценки и обратная связь
c.
формального обучения недостаточно, важно
наставничество
Индикаторы успешной
психологической, производственной и организационной адаптации нового
сотрудника:
Вероятно, индикаторы –
это ситуация, при которой спустя 3-4 месяца видно, что новичок «влился» в
коллектив, чувствует себя комфортно, избавился от неуверенности в себе, с
хорошими показателями закончил обучение и доказал на практике, что понял, в чём
заключается его работа.