При ретроспективном взгляде на Белоруссию поражает один факт: как эта многострадальная республика, перенесшая сталинский геноцид, мировую войну, принесшую колоссальные жертвы и разрушения, Чернобыльскую катастрофу, поразившую треть территории, при тяжелых экономических условиях, установленных центральными властями СССР зля Белоруссии (из Белоруссии в общесоюзный центр начиная с 50-х годов выкачивается на 40% продукции больше, чем из РСФСР из расчета на душу населения), могла оказаться одной из наиболее развитых республик СССР и в промышленном, и в сельскохозяйственном отношении?!
Экономический уровень развития Белорусской республики заметно выше среднего по СССР. Объяснение этому феномену — трудолюбие и талант белорусского народа.
£ • Перед белорусами, точнее, перед передовой общественностью стоит важнейшая общенациональная проблема — повышение национального самосознания народа, наращивание центростремительных сил к единству нации при консолидации с этническими общинами других народов, проживающих на его земле, в достижении полной свободы духовного развития для возрождения культуры, традиций, обычаев. -Белорусский народ, как никогда раньше, нуждается в повышении интереса к культуре и истории своей республики, потому что только приобщение к культуре и стремление к знанию истории способны оказать благотворное влияние на развитие национального самосознания.
2. РУСЬ БЕЛАЯ, РУСЬ ЧЕРНАЯ И ЛИТВА НА СТАРИННЫХ КАРТАХ
/При рассматривании старинных карт Европы обращают на себя внимание надписи «Русь Белая», «Русь Черная» и «Литва» (славным обраоом на ■датин-ском языке, соответственно «Russia Alba», -«Russia Nigra», «Lituaniae») в пределах современной этнической территории Белоруссии. Каково происхождение этих надписей? Отражают ли они особенности этногенеза населения этих территорий? Название «Русь Белая» явилось прототипом названия «Белоруссия» и поэтому представляет особый интере£,§ Если посмотреть на карты 3, 4, 5, 9, 10, 14, нетрудно' увидеть, чтояйзвания «Русь Белая» и «Русь Черная» географически неустойчивы, носят подвижной характер, т. е. относятся к различным территориям и народам-Гак, на карте 1539 г. (3) надписв£«1>усь Белая» дана на севере Новгородского княжества (республц^ ки), надпись «Русь Черная» — в районе Псковщинылк На карте 1540 г. (4) надпись попадает на сев*ёр\ Украины, между Десной и Днепром. На карте 1575 г. (5) г. Москва отнесена к Руси Белой. На карте 1687 г. (9) и 1711 г. (10) надпись «Русь Белая» размещается на Полоцкой земле, надпись «Русь Черная» на карте (10) —на западной части Московии, на карте 1750 г. 11,4) — на юго-западе Белоруссии. Таким образом, Свели основываться формально на данных упомянутых старинных карт без их всестороннего анализа, возникает вывод о том, что надписи «Русь Белая» и «Русь Черная» на раннем историческом этапе не были названиями, характеризующими в достаточной степени одну определенную общность населения, так как относились к разным славянским племенам, исторически в неодинаковой степени претерпевшим ассимиляцию с угро-финскими и балтекими племенами. Однако такой вывод был бы преждевременным и не совсем верным. Прежде всего следует учесть точность карт до появления картографических проекций Меркатора (приблизительно до XVII в.) и уровень коммуникативности информации того времени. Очевидно, что достоверность карт того времени была низкойуНеобходимо учесть и то, что в название «Russia Albaj» разными авторами карт вкладывались различные понятия. Например, на карте 2 надпись дана в религиозном контексте «Russia Alba sive Muscova», что означает «Греческое православие юш. Московия» (Ostrowski В., 1971)sk * ^£уществуют различные гипотезы прсйПЗсождения названий «Русь Белая» 1л «Русь Черная». По объяснению^ одних, Руоь Белая характеризует территорию, полностью принявшую христианство на ранней стадии крещения. В противоположность ей Русь Черная характеризует территорию, принявшую христианство значительно позднее. По объяснению других, Русь Белая — свободная территория, политически независимая, в частности от монголо-татар. По толкованию третьих — по внешним признакам в одежде или пигментации антропологического типа населения (цвет волос, цвет глаз). Каждое из этих толкований не бесспорно и имеет право на существование. Однако наиболее достоверной представляется вторая гипотеза. Именно эта часть территории была свободной от монголо-татарского ига и имела относительную независимость от соседних держав. В результате анализа большого числа старинных карт (по XVIII в. включительно) оказалось, что надпись «Русь Белая» в большинстве случаев размещается в восточной части этнической Белоруссии (Ширяев-~&~ Б.-,—4ДОв), на одних картах южнее &£), на других севернее Х#г^в^ на третьих, уже в более позднее время, с охватом не только всей восточной, но и центральной части страны tf%of**<£%6?-?M?'?*i5). Размещение надписей за пределами этнической Белоруссии встречается сравнительно редколИз карт 24, 26, 27, 31, 35 следует, что!надпись «Liffiauen» или «Littauen» (Литва) также меняет свое местоположение. Надпись характеризует больше административное или географическое деление территории, чем этническую общность населения. Она охватывает на северо-западе немцев и литовцев (аукштайтов), на. востоке, в центре и на юге белорусов (чернорусов)
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.