Уже в раннем средневековье в древнебелорусских княжествах существовала достаточно развитая культура литературного творчества (главным образом летописание). До наших дней дошли имена ряда крупных просветителей и писателей того времени. Прежде всего следует назвать Евфросинью Полоцкую (около 1110—1173 гг.), просветительницу и писательницу, собравшую богатейшую библиотеку старинных рукописей, и Кирилла Туровского (около ИЗО— 1182 гг.), писателя и проповедника, автора поучений, молитв, канонов. Результаты их деятельности, а также просветителей последующего времени, несомненно, оказали прогрессивное влияние на культурную жизнь Великого княжества Литовского.
Необходимо учесть, что в средние века в городах Белоруссии было высоко развито искусство ремесла. Среди белорусов, составлявших не менее 80% горожан, были искусные мастера. Уже в XVI в. насчитывалось около 50 ремесленных специальностей. Они создавали всевозможные орудия труда, обувь, оружие, строили и украшали замки, церкви, костелы, ратуши, изготовляли бумагу, печатали и оформляли книги (Подокшин С. А., 1981).
С развитием ремесла белорусские города становились центрами торговли. Белорусские купцы вели активную торговлю с городами России, Украины, Польши, Прибалтики, а также с более дальними странами — Венгрией, Румынией, Молдавией, Турцией и некоторыми странами Западной Европы. Молодежь выезжала на учебу в университеты Кракова, Праги, Падуи, Болоньи, Лейпцига, Виттенберга, Кенигсберга и др. Белорусским городам присуще раннее развитие демократических институтов. На карте 22, событийно относящейся к XIII в., в районе г. Полоцка видна надпись «Полоцкая Республика». В Полоцке уже в XI в. существовал вечевой строй (Алексеев Л. В., 1966). Начиная с XIV в. белорусские города добивались самоуправления на основе магде-бургского права —Брест (1390), Гродно (1391), Слуцк (1441), Полоцк (1498), Минск (1499), Могилев (1561), Витебск (1597). Для управления городом избиралась рада. Во главе рады стояли два бурмистра, которые вместе с радой и судебными исполнителями составляли магистрат. В функции магистрата входили судебно-исполнительская власть, сбор налогов, контроль за торговлей, нравами горожан и т. д. (Подокшин С. А., 1981).
Все эти достижения белорусских городов, несомненно, оказывали благотворное влияние на процесс славянизации балтов. Учитывая вышеизложенное и тот факт, что проникновение христианства, а вместе с ним и просвещения на земли балтов было довольно поздним (окончательно христианство принято только в XIV в.), можно сделать вывод, что процесс славянизации балтов шел главным образом через города, состоящие преимущественно из славянского (древнерусского) населения. Деревенское население составляли в основном балты. По-видимому, белорусский язык формировался путем смешения господствовавшего древнерусского языка в городах с балтским в деревне. В этом случае, естественно, доминировал древнерусский язык. Характерно, что граница белорусского этноса совпадает с ареалом балтской гидронимики. Не случайно отличительные признаки белорусского языка имеют балтское происхождение. Следует обратить внимание, что ко времени, указанному на картах 17, 18, население значительной части территории Литвы в период образования княжества уже было полиэтническим, оно состояло из балтских и восточнославянских народов (районы Вильно, Ошмян, Сморгони, Вилейки, Крево, Молодечно, Лиды и др.).
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.