Белорусы, кто они? Русь белая, Русь черная и Литва на старинных картах, страница 12


ния часто проходил насильственными методами. В итоге в 1697 г. в Варшаве решением Сейма бело­русский язык был запрещен для использования в государственном делопроизводстве, а конфедерация 1732 г. лишила политических прав белорусскую православную шляхту. С заключения Люблинской унии началось вытеснение православной церкви и внедрение католицизма с вероисповеданием на польском языке. Только создание униатской церкви (Брестской унией 1596 г.) позволило сохранить православные обряды, ставшие к этому времени не­отъемлемой частью культурной жизни белорусов, и, что особенно важно, развивать родной язык, так как богослужение проходило не только на церковно­славянском, но и на белорусском языке. В это время из печати вышел ряд богослужебных книг на бело­русском языке. Вместе с тем естественный процесс белорусизации литовцев, по-видимому, продолжался, по крайней мере первые десятилетия после заключе­ния Люблинской унии. Во всяком случае большая часть Литвы, включая Виленщину, в XVIII в. в Евро­пе считалась белорусскоязычной, о чем в какой-то степени можно судить по картам 12, 13, 15, 16.

Принятие населением Литвы белорусского языка одновременно способствовало также проникновению культуры и обычаев народов восточных и южных областей княжества, славянизированных еще в первом тысячелетии. Благодаря этому многовековому непре­рывному процессу славянизации, главным образом за счет ассимиляции балтов со славянами, племена аукштайтов и ятвягов, утеряв свой язык и некоторые культурные особенности, приобрели качественно другое этническое содержание, такое же, как и насе­ление Белой Руси и Черной Руси. В результате насе­ление основной части Литвы (имеется в виду ее белорусская часть, включая Виленщину) пере­стало существовать как балтское племя, сохранив лишь свой топоним «Литва» как географический район и название населения «литвины», которые долго еще оставались в надписях на картах, а также в госу­дарственном и церковном делопроизводстве и дошли до XX в. Население белорусской части Литвы назы­вало себя чаще всего литвинами (иногда кривичами), однако говорадопо-белорусски и считало себя славя­нами, кривичамЩОб этом известно из жизни и твор­чества деятелей культуры, родившихся в этой части Белоруссии. Достаточно вспомнить поэтов Адама Мицкевича и Владислава Сырокомлю (Людовика Кондратовича), чернорусов по происхождению и по месту рождения (Чуйко В., 1896) Й Этому способ­ствовало и то, что исстари народы соседних стран — Великого Московского княжества, России, Польши и других называли их так же, как и население древ­ней Литвы, занимавшей северо-западную и отчасти центральную области современной Белоруссии, а ста­робелорусский язык часто называли литовским (-Вла-дим«ров-Д»-И^е19&8). Таким образом, понятия «Лит­ва» и «литовский» в те времена соответствовали сов­ременным понятиям «Белоруссия» и «белорусский» (Tnpncnn К—Шг,—ЮЕИ). Следовательно, благодаря общности языка, культуры, народных обычаев насе­ления трех географических районов — Белой Руси, Черной Руси и Литвы сложилась территория совре­менной этнической Белоруссии, а сама белорусская нация — в результате ассимиляции славянских племен с балтскими племенами и частично на севере с угро-финскими племенами, т. е. кривичей (полочан), дреговичей, радимичей с аукштайтами, ятвягами, латгалами, голядью! Все_ эти три района наглядно показаны на карте"Т4.(Причем для того, чтобы под­черкнуть единство этих»районов, дана обобщающая надпись «Литовская Русь»!

3. СЛАВЯНИЗАЦИЯ БАЛТОВ

Возникает вопрос: почему произошла славяниза­ция балтов, а не наоборот? Тем более если учесть, что как в период объединения древнерусских и балт-ских княжеств (проходившего главным образом мир­ным путем), так и в более поздний период, когда Великое княжество Литовское достигло могущества, во главе его стояли главным образом выходцы из неславянизированной части Литвы. По-видимому, главными факторами были более высокий социаль­но-экономический уровень и более высокая культура древнебелорусских княжеств: Полоцкого, Смолен­ского, Турово-Пинского. Древнерусские княжества значительно раньше Литвы переняли достижения западной цивилизации непосредственно из высоко­развитой Византии. Несомненно, это сыграло решаю­щую роль.