Белорусы, кто они? Русь белая, Русь черная и Литва на старинных картах, страница 10

Важное значение имеет следующий*11ракт. На не­мецких этнографических картах 28, 31, 35 в надписи «Litauer» и «Littauen» вкладываются принципиально разные понятия. Если надпись «Litauer» обозначает территорию, заселенную этническими литовцами, главным образом бывшей Жемайтии, или Жмуди (в легенде на карте 35 после надписи «Litauer» в скоб­ках «Schamaiten», «Schmuden»), то надпись «Littauen» обозначает историческую Литву, состоящую из поли­этнического населения, где большинство составляют белорусы и по численности, и по территории расселе­ния, что хорошо видно по размещению надписей на картах. Это еще одно убедительное доказательство того, что название «Литва» («Littauen») правомернее относить к белорусскому этносу, чем литовскому. В этой связи современную Литву правильнее было бы называть по самоназванию литовцев — «Летува», так как название «Литва» исторически сложилось как дру­гое понятие, которое появилось в XII в. на территории с населением, состоящим из славян, балтов и отчасти угро-финнов. Образовавшийся в результате смеше­ния этих племен белорусский этнос сохранял до XX в. самоназвание «литвины» (не «литовцы») и самоназва-ниекрая «Литва» (не «Летува»).

•Интересна последующая эволюция территориаль-ных^зменений в размещении надписей «Русь Белая» и «Русь Черная» на картах после того, когда они стабильно закрепляются на этнической территории Белоруссии. Если надпись «Русь Черная» остается на   юго-западе   Белоруссии    (Сго Новагруяок,

до середины XIX в., затем навсегда исчезает (исключение-е^сдавдяюх-некоторые подн-екйё~*карч*1), то надпись «Русь Белая» претерпевает значительные изменения вдцтерриториальному охвату, смещаясь в сторону ЛитвыТгГак, на картах 11, 14, 15 надпись «Русь Белая» распространяется на большую часть территории княжества, на картах 12, 13, 16 уже охватывает всю Литву, включая Виленщину, не затра­гивая лишь Жемайтское княжество и северо-восточ­ную часть Литвы (Аукштайтию). При этом надписи «Литва» и «Русь Белая» пересекаются, т. е. относят­ся к одной и той же территории. Из этого следует вывод, что оба понятия, характеризуемые этими надписями, отождествляются. Таким образом, судя по картам, процесс белорусизации большей части Литвы произошел еще до раздела Речи Посполитой. Уже в XVI в. примерно половина населения г. Виль-


но составляли белорусы (Pamietnik zjazdu, 1931). Вообще процесс славянизации балтов и конкретно белорусизации аукштайтов (литовцев) имеет много общего с балтизацией угро-финских народов и конк­ретно латвинизацией ливов. В раннее средневековье часть современной Латвии (главным образом побе­режье, включая Ригу) заселяли ливы (карты 17, 19—23).

Все эти процессы были естественными. Они типич­ны не только для этого региона. Подобное происхо­дило во всем мире. Различие заключалось только в интенсивности протекания процессов во времени. Насильственные процессы (в том числе с примене­нием военных средств) проходили, как правило, быстрее, чем мирные. В последнем (мирном) более цивилизованные нации чаще всего поглощали менее цивилизованные. Во взаимодействиях славян с бал-ташЦэыли прямые и обратные процессы.

1При анализе истории Прибалтийского региона по старинным картам начала новой эры, в частности по карте Птолемея (1) и по картам 42(3, 4, 6) видно, что юго-восточную часть Балтийского побережья до прихода балтских племен занимали древнейшие славянские племена (венеды). Затем наступил обрат­ный процесс — славянизация балтских племен. Важ­нейшей особенностью процесса белорусизации литов­цев как в средние века, так и в более поздний период является его мирный характер. Он проходил в основ­ном без военного насилия или политического давле­ния. Вся история существования Великого княжества Литовского показывает, что насильственный путь практически исключается, потому что во главе кня­жества стояли главным образом князья из среды магнатов литовского происхождения. То, что наибо­лее могущественные литовские роды магнатов пре­терпевали влияние белорусской культуры и в значи­тельной степени ассимилировались (например, род Радзивиллов) уже на раннем историческом этапе, свидетельствует о достаточно высокой цивилизации белорусских удельных княжеств, в частности Полоц-кого,,княжества-*