* -орыми может
гордиться белорусская земля, связа-
нь» с этими названиями и с исторической столицей литовско-белорусской державы
Великого княжества Литовского — городом Вильно. В Вильно, являвшемся одним из
крупнейших центров развития просвещения
восточных славян, сформировался старобелорусский
литературный язык, издавались книги Франциска
Скорины, Статут Великого княжества Литовского,
Литовские хроники, разнообразная религиозная
литература. Здесь трудились выдающиеся белорусские
деятели культуры в средние века и в период нового
белорусского Возрождения (Сянькев1ч В., 1989).
После первой мировой войны Вильно был центром
общественно-политической жизни Западной Белорус
сии, а также историческим центром литовской культу
ры. С полным основанием каждый литовец наравне
с белорусом может считать Вильно своей истори
ческой столицей, а себя — наследником тех дости
жений в области культуры, науки и просвещения,
благодаря которым Великое княжество Литовское
было в одном ряду с цивилизованными странами
Европы. При этом следует учитывать и тот вклад,
который внесли другие народы, входящие в состав
княжества. Так, на определенных исторических этапах существования Великого
княжества Литовского в него входила Украина, внесшая значительный вклад в его
культурное прошлое. Значительный вклад внесен также еврейским народом,
составлявшим тогда немалую часть населения Белорусского края, не только в
развитие культуры и науки, но и в белорусское революционное движение, о чем
свидетельствуют события конца XVIII в.— восстание во главе с генералом
Тадеушем Костюшко, под началом которого полковник Берэк Иоселевич командовал
еврейским полком.
Учитывая то, что топоним «Литва» употреблялся на территории Белоруссии, что на протяжении более пяти столетий старая белорусская государственность и почти вся культурно-просветительская деятельность народа связаны с названиями «Литва», «литвины», а также путаницу в исторических понятиях, приведших к негативным последствиям для Белоруссии, возможно, было бы целесообразно современное название республики переименовать, например Литви-но-Белорусская Республика или Республика Литво-беларусь. Этот вопрос следует вынести на обсуждение общественности. Прецедентов переименования названия страны в мире известно немало. Важно, чтобы в нем присутствовало исконно историческое название, связанное с многовековой жизнью народа, с его этногенезом. Отсутствие преемственности в названиях, несоответствие исторических названий современным, навязывание фальсифицированной истории соседями (особенно в довоенной Польше и в советское время) способствовали формированию неверного представления о культуре и истории белорусского народа. Если спросить почти любого гражданина СССР о белорусской истории и культуре, он или ничего не ответит, или в лучшем случае Яйажет, что Белоруссия обрела государственность и поаучила развитие своей культуры после Великой Октябрьской ■ социалистической революции, что в средние века белорусская земля была захвачена Литвой, белорусов угнетали литовские феодалы, подавляли их национальную культуру и наверняка не скажет, что Виленщина — это белорусский край. Теперь мы знаем правду, знаем, что ответ этот абсурден. При этом уместно обратить внимание на некоторое сходство с • историей возникновения Восточной Пруссии. До образования Восточной Пруссии часть южного побережья Балтийского моря заселяли пруссы — балтское племя. В XVIII в. оно попало во владения Тевтонского ордена и впоследствии «онемечилось» в результате полной ассимиляции с немцами. При сравнении разница заключается в том, что процесс ассимиляции между белорусами и литовцами протекал мирно, без насилия. В пользу того, что белорусы являлись основной, доминирующей нацией в Великом княжестве Литовском, говорят также следующие факты.
В начале XIX в. белорусским магнатом Михаилом Огинским (известным польско-белорусским композитором) была предпринята попытка возродить Великое княжество Литовское как автономное государственное образование в составе России (во главе с сестрой царя). Он включил в княжество все губернии Белоруссии (в том числе Виленскую) и часть Западной Украины со столицей в Вильно, но без большей части территории нынешней Литовской Республики (Ковенской губернии). Однако М. Огинский получил отказ царского правительства только потому, что он настаивал на отмене крепостного права на территории княжества. Несомненно, это было ошибкой царского правительства, которой воспользовался Наполеон I во время нашествия на Россию в 1812 г. Он возродил Великое княжество Литовское в тех же границах, как предлагал М. Огинский. Тогда было сформировано временное правительство и армия. В итоге это привело к тому, что белорусы сражались против белорусов: одни — в русской армии за Россию, другие — за возрожденное профранцузское Великое княжество Литовское.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.