Особо следует остановиться на деятельности Симеона Полоцкого, оказавшего большое влияние на просвещение молодой России. Симеон Полоцкий был первым русским профессиональным писателем и вопреки враждебно настроенной к просвещению окружающей среде первым в России интеллигентом. Будучи приглашенным в 1664 г. в Москву для воспитания детей царя, Полоцкий занимался одновременно писательской и просветительской деятельностью. Царь Федор Алексеевич под воздействием своего учителя открьи первую в Кремле типографию и отдал ее в полное его распоряжение. Это позволило Полоцкому издать многие свои произведения. За 16 лет пребывания в Москве он оставил 50 тыс. строк писательских и научных трудов. Написанный и изданный им «Псалтырь» был в свое время высоко оценен М. В. Ломоносовым, считавшим его вместе с «Грамматикой» Смотрицкого «вратами своей учености». Полоцкий предсказал рождение Петра I, в будущем великого государственного деятеля. Специально для Петра I он подготовил и издал «Букварь», уделял много внимания его воспитанию. По его проекту в 1686 г. (после его смерти) было открыто первое t высшее учебное заведение — Славяно-греко-латинская академия. Он опередил российскую действительность на целый век.
Отмечая влияние белорусской культуры на культуру России, следует также сказать о большом участии белорусских архитекторов, изразечников, мастеров по интерьеру (особенно резчиков по дереву) в строительстве православных храмов в Москве и других городах, а также о первых привезенных в Россию из Белоруссии типографиях (в Новый Иерусалим, Кремль и другие места).
Однако ни Польша, ни Россия, перетягивавшие на свою сторону наиболее творческие силы народа и постоянно воевавшие между собой за его земли, не были заинтересованы, чтобы народ знал всю правду об истории этого края. Политика дезинформации и фальсификации истории достигла апогея благодаря усилиям польских националистов довоенной Польши и шовинистов периода сталинщины. Эта политика сводилась к тому, чтобы из белорусов сделать «ива-нов, не помнящих родства». Надо сказать, они преуспели в этом.
■^Только в последнее время начинает пробуждать-ся национальное самосознание у белорусского народа. Однако дух нации пребывает в состоянии подавленности и закрепощенности. И это народ со славным героическим прошлым! Он первым вместе с литовцами и украинцами в 1363 г. под Синими Водами нанес поражение татаро-монгольским ордам, не допустив порабощения своей земли. Как ни один из народов царской России, он непрерывно на протяжении жизни каждого поколения героически восставал против крепостничества и самодержавия (его герои — Тадеуш Костюшко, Кастусь Калиновский и др.). Дух свободы был присущ этому народу. В бытность сп государственности (в составе Великого княже Литовского) он создал одно из самых демокр ческих государственных образований в Европе.
Стремление белорусской интеллигенции с в семье стран европейской цивилизации явля; исторической традицией. Новейшие прогрессин движения мгновенно воспринимались передов! деятелями культуры. Среди прогрессивных деяте средневековья следует назвать выдающегося воа нославянского мыслителя-гуманиста эпохи Возр< дения, просветителя и писателя, основоположм восточнославянского книгопечатания и печати дела в Литве Франциска Скорину, 500-летие ко рого отмечалось в 1990 г. мировой общественное i (впервые так широко после долгих лет забве! в советский период), выдающихся просветите.! гуманистов XVI—XVII вв. Василия Тяпинска Мелетия Смотрицкого, Симеона Полоцкого, Симо Будного и др. С их именами связан расцвет белор; ской культуры, просвещения в Великом княжеа Литовском. Их культурно-просветительская деяте; ность совпадает с развитием книгопечатного де в XVI—XVII вв. на территории Белоруссии — в Бре те, Вильно, Заблудове, Лоске, Любче, Минске, Мог леве, Слуцке и других городах и местечках. В э время белорусский язык в Великом княжестве Л товском продолжал оставаться официальным языке государственных учреждений, судебных органа городских магистратов.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.