Способы разрешения идентификационного конфликта в подростковом возрасте, страница 19

Заключение.

В данной работе, посвященной способам разрешения идентификационных конфликтов в подростковом возрасте, была сделана попытка проанализировать проблемные вопросы подросткового возраста и исследовать их.

В теоретической части работы был проанализирован подростковый возраст с точки зрения основных новообразований возраста, центральных линий развития, рассмотрено понятие идентификационного конфликта и поставлен вопрос о способах его разрешения. В практической части были обнаружены идентификационные рассогласования в подростковом возрасте, исследованы способы разрешения идентификационного конфликта подростками. Для этого была разработана проективная методика, основанная на предъявлении испытуемым отрывков из литературных произведений и дневниковых записей, отражающих ситуацию идентификационного конфликта, требующего принятия каких-либо действий по его разрешению. В результате исследования мы выяснили, что способ разрешения идентификационного конфликта можно определять в зависимости от предмета осуществляемых подростками преобразований («Я», отношение других, поведение) и в зависимости от способа преобразования предмета в конфликтной ситуации (рефлексивный, импульсивный).

Задачи данной работы были решены, в результате чего способы разрешения идентификационного конфликта подростками оказались исследованы и теоретически описаны.

По результатам данного исследования можно говорить о том, что наиболее эффективным способом, способствующим разрешению идентификационного конфликта, оказался рефлексивный способ. То есть подросток, применяющий на практике данный способ, эффективно разрешает идентификационный конфликт. Таким образом, возникает вопрос о возможностях обучения данному способу, возможностях его тренировки и усвоения, а также вопрос о результатах и эффектах такого обучения.

На наш взгляд, это направление требует дальнейшего исследования: с одной стороны, можно говорить о том, что обучение данному конкретному способу даст подростку возможность разрешить эффективно идентификационный конфликт, с другой стороны, может быть более эффективным расширение диапазона всех способов разрешения конфликта у подростка, на основе которых делается осознанный выбор подходящего способа.

Это оставляет место для педагогических разработок, психологических экспериментальных исследований. Также данный вопрос целесообразно обсуждать в рамках построения содержания подростковой школы, которое может включать освоение способов разрешения актуальных  подростковых конфликтов, в частности идентификационных.

В заключение, отметим, что результаты исследования могут быть полезны для изучения, понимания и качественной оценки подросткового возраста, определения способности подростков разрешать идентификационные конфликты, тех ресурсов и стратегий, которые они используют, в педагогической практике - для разработки занятий по конфликтной тематике, в психологической практике применяемые нами полупроективные методики могут быть использованы как стимульный материал для работы с подростковыми конфликтами.


Литература

1. Алексеев Н.Г. Использование психологических моделей мышления в изучении и диагностике шахматного творчества. // в сб. Пономарев Я.А. Психология творчества, М.: 1990.

2. Аринушкина Н.С. Об определении и типах идентичности. // Мир психологии, №2, 2004.

3. Байярд Р.Т., Байярд Д. Ваш беспокойный подросток. Практическое руководство для отчаявшихся родителей / Пер. с англ. А.Б. Орлова. – М.: 2003. – 208 с.

4. Батина А.Н. Условия переноса новообразований младшего школьного возраста в ситуацию разрешения подростковых конфликтов. Дипломная работа, КГУ, ППФ. Красноярск, 2003.

5. Башев В.В. Кризис психического развития в подростковом возрасте. // Бюллетень клуба конфликтологов, №4,1995.

6. Божович Л.С. Проблемы формирования личности (Под редакцией Фельдштейна Д.И.)­ — М.: Издательство «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЕК», 1995. – 352 с.