В нашем исследовании как основная проблема выделяется то, что остается неизвестным, какими способами подросток действует в ситуации идентификационного конфликта, что является определяющим в выборе способа для разрешения конфликта, какая идентификационная проблема и как решается. В ситуации идентификационного конфликта, одним из средств, которые использует подросток, позволяющим оценить собственные поступки и действия, имеющиеся в опыте, на основе которого может приниматься решение, является рефлексия. То есть, возможно, как минимум два способа разрешения идентификационного конфликта – рефлексивный и импульсивный. По нашему допущению, основанному на результатах предыдущего исследования, это разделение можно сделать более дифференцированным, если определить предмет преобразования в каждом способе. Исходя из теоретической модели поведения в идентификационном конфликте, таких предметов преобразования может быть три: Я, отношение других ко мне, мое поведение.
Это определило цель нашей работы – экспериментальное исследование способов разрешения идентификационного конфликта в подростковом возрасте.
Для достижения целей работы нами был сформулирован ряд задач:
1. описать типы идентификационных рассогласований в подростковом возрасте;
2. найти такие культурно закрепленные ситуации, в которых эти рассогласования были бы представлены, создать банк таких ситуаций;
3. экспериментально исследовать обнаруженные ситуации, чтобы можно было:
- зафиксировать актуальность конфликта для подростка,
- увидеть работу рефлексии в разрешении противоречия,
- сопоставить наличие рефлексии и разрешение идентификационного конфликта;
4. создать теоретическую модель возможных способов разрешения идентификационного конфликта (то есть гипотетически описать предполагаемые способы разрешения идентификационного конфликта в подростковом возрасте);
5. выстроить эксперимент таким образом, чтобы можно было:
- создать ситуацию разрешения идентификационного конфликта для подростков;
- обнаружить и зафиксировать индивидуальные способы разрешения идентификационного конфликта на основе созданной модели;
- сделать выводы о существующих способах разрешения идентификационного конфликта.
Решение этих задач и представлено в данной работе.
Объектом исследования является идентификационный конфликт.
Признаками идентификационного конфликта выступают:
- расхождение между ролью и ее принятием значимыми другими;
- недостаток или отсутствие признания со стороны значимых других;
- невозможность следовать принципу, диктуемому позицией, возрастом и полом;
- непонимание человеком, кто он такой.
Предмет исследования – способы разрешения идентификационного конфликта подростками.
В основу исследования была положена следующая гипотеза:
Способы разрешения идентификационного конфликта различаются по следующим критериям:
1. Способы преобразования предмета в конфликтной ситуации (рефлексивный, импульсивный).
2. Предмет осуществляемых преобразований (Я, отношение, других, поведение).
При проверке гипотезы в соответствии с задачами работы были использованы: анализ литературы по проблемам подросткового возраста, опрос, критериальный анализ текстов, полупроективные методики.
В исследовании приняло участие всего 134 человека, из них – 12 учащихся 11 класса, 70 учащихся 9 класса и 27 учащихся 8 класса гимназии №1 «Универс» г. Красноярска, 25 учащихся 8 класса школы №10 г. Красноярска.
В основе написания работы лежат представления культурно-исторической концепции Л.С. Выготского о культурном строении возраста, его содержании и возрастных задачах а также кризисном характере возрастного развития. А также эпигенетическая теория Э. Эриксона, описывающая возрастное развитие как конфликтное и идентификационный конфликт как процесс развития и формирования идентичности в подростковом возрасте. Идентификационный конфликт предполагает выбор в пользу позитивного либо негативного полюсов развития.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.