Способы разрешения идентификационного конфликта в подростковом возрасте, страница 12


2.1. Определение типов идентификационных рассогласований.

Основной задачей этого этапа исследования стало описание типов идентификационных рассогласований в подростковом возрасте.

Типы идентификационных рассогласований нами были выделены исходя из анализа теоретических аспектов культурно-исторической и эпигенетической концепций. Таким образом, идентификационные характеристики можно наблюдать в поведении, которое с одной стороны предъявлено обществу и подвержено его оценке, а с другой стороны всегда обусловлено внутренними характеристиками человека. Идеальным типом поведения, который представляет собой ситуацию достижения идентичности, является поведение, соответствующее внутренним характеристикам и принимаемое обществом. Идентификационный конфликт возможен в трех типах поведения:

1. Поведение не соответствует внутреннему состоянию, но другие его принимают.

2. Поведение соответствует внутреннему состоянию, но другие не принимают его.

3. Поведение не соответствует внутреннему состоянию, и другие не принимают его.

Работу рефлексии мы можем фиксировать при обнаружении рассогласования и стремлении к достижению идентичности, то есть стремлении к соответствию внутренним характеристикам и принятию обществом.

Ситуации, в которых проявляются идентификационные рассогласования  касаются сферы отношений – наиболее значимой сферы для подростка. Опираясь на концепцию Эриксона, можно говорить о следующих характеристиках таких ситуаций:

- создание подростковых компаний, обособление от «чужаков», испытание способности хранить верность своей компании;

- желание быть утвержденными сверстниками в роли «своих», и готовность пойти любые процедуры инициации;

- влюбленность как познание и понимание себя, проецируя образ себя на другого.

Выготский делает акценты на следующих моментах:

- ситуации преодоления препятствий, сопротивления, чтобы была возможность почувствовать свои действия;

- ситуация борьбы против воспитательного авторитета;

-  стремление к романтике: поиск приключений, готовность рисковать.

Таким образом, в подборе стимульного материала, репрезентирующего идентификационные рассогласования, мы будем опираться на опыт культурно-исторической и эпигенетической концепций.


2.2 Анализ идентификационных рассогласований в художественных фильмах.

На этапе анализа идентификационных рассогласований в художественных фильмах были поставлены следующие задачи:

1. найти такие культурно закрепленные ситуации, в которых эти рассогласования были бы представлены, создать банк таких ситуаций;   

2. экспериментально исследовать обнаруженные ситуации, чтобы можно было:

- зафиксировать актуальность конфликта для подростка,

- зафиксировать обращение к рефлексии в разрешении противоречия.

В качестве культурно закрепленных ситуаций, в которых были бы представлены идентификационные рассогласования, использовались сюжеты из художественных фильмов, репрезентирующих их.

Нами были подобраны сюжеты из следующих фильмов (описание каждого сюжета находится в Приложении 1):

Фильм 1. «Возвращение» - в сюжете описывается ситуация, когда перед подростком стоит идентификационная проблема выбора между подчинением правилам подростковой компании и своими предпочтениями.

Фильм 2. «Не болит голова у дятла» - показывает подростковую любовь как способ определить собственную идентичность через разговор друг с другом.

Фильм 3. «Вам и не снилось» - показывает ситуацию борьбы против воспитательного авторитета, противопоставления себя, как имеющего свои цели, взрослому.

Половые характеристики героев не учитывались, так как мы считаем, что изначально ситуация неопределенности и идентификационного конфликта одинаково будет запускать механизмы рефлексии и формирования идентичности.

Нами был разработан эксперимент, позволяющий выявить актуальность идентификационного рассогласования и зафиксировать обращение к личностной рефлексии подростками. Эксперимент был построен с использованием проективного метода. Этот метод был выбран не случайно. Работу рефлексии можно увидеть только  в процессе, когда она происходит. А измерение каких-то отдельных параметров не дает представления о формирующей функции рефлексии в отношении идентичности, причем рефлексии самой становящейся тут же. Во-первых, в ситуации измерения мы фиксируем только начальный уровень и конечный результат после экспериментального воздействия, что не может дать оснований для выводов о самом рефлексивном процессе. Во-вторых, применение измеряющих методик фиксирует отдельные стороны рефлексивного процесса, упуская его целостность. А в-третьих, личностная сторона этого процесса менее поддается какой-либо стандартизации, чем его интеллектуальная составляющая.