Красноярским исследователем Малыгиной М.Н. исследована проблема форм идентификации в старшем школьном возрасте. Она подчеркивает, что «для старшеклассника в отличие от подростка идентификационные процессы не внутренняя проблема, а предмет работы и рефлексии». Экспериментально подтверждено в ее исследовании, что противоречие, заключающееся в рассогласовании внутреннего самочувствия и внешнего отождествления может быть разрешено в проектировании образовательной перспективы.
В данной работе мы хотим обратить внимание на основные идентификационные рассогласования подростков, положенные в основу идентификационного конфликта, а также способы разрешения идентификационного конфликта.
1.3 Роль личностной рефлексии в процессе возрастного развития.
Слободчиков В.И. отмечает, что категория рефлексии является исходной в анализе проблемы сознания. Исходя из положения Л.С. Выготского о том, что в подростковом возрасте возникает самосознание человека, когда новое поведение становится поведением для себя, и человек сам осознает себя как единство, можно обсуждать рефлексию как один из механизмов, обеспечивающих развитие самосознания.
В психологии выделяют несколько аспектов изучения рефлексии:
1. когнитивный аспект (изучение рефлексии как феномена теоретического мышления);
2. социально-психологический аспект (изучение рефлексии в процессах коммуникации, связанных с необходимостью понимания подлинных оснований своих действий для другого субъекта коммуникации);
3. кооперативный аспект (изучение рефлексии как специальным образом организованной техники для координации совместных действий);
4. личностный аспект (изучение рефлексии как процесса «сборки личностных смыслов и самого себя»).
Для психологии развития характерно изучение процессов формирования рефлексии в когнитивном и личностном аспектах. Соответственно, согласно исследованиям генезиса и формирования рефлексии, различают интеллектуальную и личностную рефлексию.
«Рефлексию принято считать одной из важнейших способностей, которая как целостное образование начинает складываться в младшем школьном возрасте» (Слободчиков, Цукерман, 1990). К концу младшего школьного возраста складывается такой механизм рефлексии, который позволяет ребенку определить границы своего знания и проявить инициативу для преодоления границ своего незнания. Рефлексия в этом случае формируется на материале разного рода мыслительных задач и понимается как «направленность мышления на самое себя», на собственные процессы и собственные продукты, то есть носит интеллектуальный характер.
Большинство современных психологических исследований направлено на изучение интеллектуальной рефлексии, которая обусловливает «предметно-операциональное движение мысли в процессе решения задач» (Степанов, Семенов, 1982), в то время как личностный аспект рефлексии игнорируется. Слободчиков В.И. и Цукерман Г.А. понимают проблему рефлексии как проблему определения своего (само-бытного) способа жизни. Наиболее остро эта проблема проявляется в подростковом возрасте, когда перед подростком встает необходимость разрешения идентификационного конфликта, от подростка требуется именно работа личностной рефлексии, то есть способность реализовать себя как целостную личность в принятии решения.
Специфика личностной рефлексии состоит в переосмыслении человеком отношений с предметно-социальным миром, который выражается:
- в построении новых образов себя, реализующихся в виде соответствующих поступков;
- в выработке более адекватных знаний о мире, которые воплощаются в действиях.
То есть важным здесь становится не только некая фиксация того, что есть, либо сравнение своего образа с образами других людей, но последующее действие, направленное на преобразование себя, либо своего отношения к обществу.
К подростковому возрасту можно зафиксировать работу следующих форм рефлексии, которые переносятся из предыдущих возрастов: полагающая, сравнивающая, определяющая.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.