РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
КРАСНОЯРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
УНИВЕРСИТЕТ
Психолого-педагогический факультет
Бобырева Анна Игоревна
СПОСОБЫ РАЗРЕШЕНИЯ ИДЕНТИФИКАЦИОННОГО КОНФЛИКТА
В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ
(дипломная работа)
Зав. кафедрой психологии ст. преподаватель,
д. психол. наук, профессор канд. психол. н.
Хасан Б.И. Привалихина Т.И.
Подпись: Подпись:
Оглавление
Введение……………………………………………………………...………. 3
Глава 1. Идентификационный конфликт в подростковом возрасте…….....8
1.1 Особенности развития в подростковом возрасте: содержание и основные задачи возраста…………………………………………………...…..…..8
1.2 Идентификационный конфликт как специфическая черта подросткового возраста……………………………………………………………15
1.3 Роль личностной рефлексии в процессе возрастного развития………21
1.4 Способы разрешения идентификационного конфликта в подростковом возрасте. ………………..…………………………………………………………..25
Глава 2. Экспериментальное исследование способов разрешения идентификационного конфликта в подростковом возрасте………………….....30
2.1. Определение типов идентификационных рассогласований…….…...32
2.2 Анализ идентификационных рассогласований в художественных фильмах……………………………………………………………………….…….34
2.3 Описание модели способов разрешения идентификационного конфликта в подростковом возрасте………………………………………….…..39
2.4 Экспериментальное исследование способов разрешения идентификационного конфликта в подростковом возрасте…………….……….42
Заключение……………………………………………………………….…..49
Литература…………………………………………………………………...51
Приложения………………………………………………………………….55
Введение.
В настоящее время подростковый возраст является одним из наименее изученных в психологии развития. В связи с этим в психологическом сообществе обсуждаются проблемы отнесения подросткового возраста к стабильному или критическому периоду, содержания основных новообразований, центральных линий развития, возможностей посреднического действия.
Тем не менее, сфера развития самосознания и становления идентичности в подростковом возрасте подчеркивается всеми исследователями этого возраста (Выготский Л.С., Эльконин Б.Д., Драгунова Т.В., Божович Л.И., Поливанова К.Н., Цукерман Г.А., Гиппенрейтер Ю.Б., Эриксон Э., Кле М., Дольто Ф.). В этот период происходит осознание собственной уникальности, собственного отдельного существования. Перед подростком стоит задача разрешения идентификационного конфликта: соотнесения того, что он видит в себе, с тем, как его воспринимают другие и чего от него ждут. Обнаружение подобной задачи ставит вопрос о способах, которые используют подростки для ее решения.
Исследований, напрямую касающихся способов разрешения идентификационного конфликта в подростковом возрасте очень мало. Безусловно, одной из центральных является работа Э.Эриксона «Идентичность: юность и кризис», которая является методологической основой нашего исследования. Что касается современных зарубежных направлений исследований, то проблематика идентичности рассматривается в рамках работы самооценочных механизмов, как аспект этнической идентичности, как влияние родительского стиля поведения на формирование идентичности, а также с точки зрения физиологических аспектов изменения образа тела и его связи с самоотношением подростков.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.