Способы разрешения идентификационного конфликта в подростковом возрасте

Страницы работы

Содержание работы

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

КРАСНОЯРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ

УНИВЕРСИТЕТ

Психолого-педагогический факультет

Бобырева Анна Игоревна

СПОСОБЫ РАЗРЕШЕНИЯ ИДЕНТИФИКАЦИОННОГО КОНФЛИКТА

В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ

(дипломная работа)

Допустить к защите                                             Научный руководитель

Зав. кафедрой психологии                                  ст. преподаватель, 

д. психол. наук, профессор                                 канд. психол. н.

Хасан Б.И.                                                            Привалихина Т.И.

Подпись:                                                               Подпись:

Красноярск 2005

Оглавление

Введение……………………………………………………………...………. 3

Глава 1. Идентификационный конфликт в подростковом возрасте…….....8

1.1 Особенности развития в подростковом возрасте: содержание и основные задачи возраста…………………………………………………...…..…..8

1.2 Идентификационный конфликт как специфическая черта подросткового возраста……………………………………………………………15

1.3 Роль личностной рефлексии в процессе возрастного развития………21

1.4 Способы разрешения идентификационного конфликта в подростковом возрасте. ………………..…………………………………………………………..25

Глава 2. Экспериментальное исследование способов разрешения идентификационного конфликта в подростковом возрасте………………….....30

2.1. Определение типов идентификационных рассогласований…….…...32

2.2 Анализ идентификационных рассогласований в художественных фильмах……………………………………………………………………….…….34

2.3 Описание модели способов разрешения идентификационного конфликта в подростковом возрасте………………………………………….…..39

2.4 Экспериментальное исследование способов разрешения идентификационного конфликта в подростковом возрасте…………….……….42

Заключение……………………………………………………………….…..49

Литература…………………………………………………………………...51

Приложения………………………………………………………………….55


Введение.

В настоящее время подростковый возраст является одним из наименее изученных в психологии развития.  В связи с этим в психологическом сообществе обсуждаются проблемы отнесения подросткового возраста к стабильному или критическому периоду, содержания основных новообразований, центральных линий развития, возможностей посреднического действия.

Тем не менее, сфера развития самосознания и становления идентичности в подростковом возрасте подчеркивается всеми исследователями этого возраста (Выготский Л.С., Эльконин Б.Д., Драгунова Т.В., Божович Л.И., Поливанова К.Н., Цукерман Г.А., Гиппенрейтер Ю.Б., Эриксон Э., Кле М., Дольто Ф.).  В этот период происходит осознание собственной уникальности, собственного отдельного существования. Перед подростком стоит задача разрешения идентификационного конфликта: соотнесения того, что он видит в себе, с тем, как его воспринимают другие и чего от него ждут.  Обнаружение подобной задачи ставит вопрос о способах, которые используют подростки для ее решения.

Исследований, напрямую касающихся способов разрешения идентификационного конфликта в подростковом возрасте очень мало. Безусловно, одной из центральных является работа Э.Эриксона «Идентичность: юность и кризис», которая является методологической основой нашего исследования. Что касается современных зарубежных направлений исследований, то проблематика идентичности рассматривается в рамках работы самооценочных механизмов, как аспект этнической идентичности, как влияние родительского стиля поведения на формирование идентичности, а также с точки зрения физиологических аспектов изменения образа тела и его связи с самоотношением подростков.

Похожие материалы

Информация о работе

Тип:
Дипломы, ГОСы
Размер файла:
208 Kb
Скачали:
0