Способы разрешения идентификационного конфликта в подростковом возрасте, страница 13

Исходя из таких установок, были выдвинуты следующие требования к эксперименту:

- фиксирование не результата, а процесса рефлексии;

- проективный характер стимульного материала, позволяющий фиксировать личностные особенности испытуемых;

Участникам эксперимента предлагалось после просмотра каждого из сюжетов ответить на вопросы. Вопросы зачитывались по очереди.

Логика вопросов позволяла выявить актуальность сюжета, а значит и данного рассогласования, работу рефлексии как средства для формирования идентичности, степень сформированности идентичности:

Актуальность:

1. Что больше всего вас «зацепило» в этом сюжете?

2. Зависит ли от решения и действий героя отношение к нему окружающих? Почему?

3. Какие чувства испытывает главный герой?

Рефлексия:

1.Почему такая ситуация произошла? Что к ней привело?

2. Мог ли герой повести себя по-другому? Как?

3. Какой по-вашему наилучший выход из данной ситуации?

4. Что бы вы посоветовали герою для решения его проблемы?

Актуальность сюжета определялась по следующим критериям: фиксация противоречия, обсуждение несправедливости и неправильности происходящего в сюжете, необходимости срочного принятия решения.

Рефлексия определялась по следующим критериям: описание проблемы и предложенных в фильме способов ее решения, принятие собственного решения для разрешения противоречия, которое влечет качественное изменение ситуации (своего отношения или внешних параметров).

Соотношение ответов, характеризующих актуальность ситуации и проявление личностной рефлексии, представлено в Приложении 2.

В эксперименте приняли участие 42 человека, учащихся 9 и 11 классов гимназии «Универс». Из них:

19 – девочек (11 класс – 7 человек; 9 класс – 12 человек);

23 – мальчика (11 класс – 5 человек, 9 класс – 18 человек).

Ответы учащихся 11 класса использовались для обнаружения динамики проявления личностной рефлексии.

Об актуальности сюжетов можно делать выводы исходя из количества отказов:

Таблица 1. Количество отказов.

Класс

Фильм

1

2

3

11/м

1

-

1

11/д

1

-

1

Всего:

2

-

2

9/м

8

16

2

9/д

2

5

0

Всего

10

21

2

Всего

12

21

4

Из таблицы 1 можно увидеть, что наибольшее количество отказов получил сюжет №2 из фильма «Не болит голова у дятла». По количеству отказов (21 отказ из 30 ответов) и формальных ответов этот сюжет можно квалифицировать как не вызывающий рассогласования, в котором испытуемые отказывались идентифицировать себя с героями, ограничиваясь описанием сюжета. Следовательно, подобное рассогласование не является местом напряжения в подростковом возрасте и не создает ситуацию идентификационного конфликта. Возможно, что причиной отказов стало отсутствие в опыте испытуемых подобных отношений или их низкая значимость.