Исходя из таких установок, были выдвинуты следующие требования к эксперименту:
- фиксирование не результата, а процесса рефлексии;
- проективный характер стимульного материала, позволяющий фиксировать личностные особенности испытуемых;
Участникам эксперимента предлагалось после просмотра каждого из сюжетов ответить на вопросы. Вопросы зачитывались по очереди.
Логика вопросов позволяла выявить актуальность сюжета, а значит и данного рассогласования, работу рефлексии как средства для формирования идентичности, степень сформированности идентичности:
Актуальность:
1. Что больше всего вас «зацепило» в этом сюжете?
2. Зависит ли от решения и действий героя отношение к нему окружающих? Почему?
3. Какие чувства испытывает главный герой?
Рефлексия:
1.Почему такая ситуация произошла? Что к ней привело?
2. Мог ли герой повести себя по-другому? Как?
3. Какой по-вашему наилучший выход из данной ситуации?
4. Что бы вы посоветовали герою для решения его проблемы?
Актуальность сюжета определялась по следующим критериям: фиксация противоречия, обсуждение несправедливости и неправильности происходящего в сюжете, необходимости срочного принятия решения.
Рефлексия определялась по следующим критериям: описание проблемы и предложенных в фильме способов ее решения, принятие собственного решения для разрешения противоречия, которое влечет качественное изменение ситуации (своего отношения или внешних параметров).
Соотношение ответов, характеризующих актуальность ситуации и проявление личностной рефлексии, представлено в Приложении 2.
В эксперименте приняли участие 42 человека, учащихся 9 и 11 классов гимназии «Универс». Из них:
19 – девочек (11 класс – 7 человек; 9 класс – 12 человек);
23 – мальчика (11 класс – 5 человек, 9 класс – 18 человек).
Ответы учащихся 11 класса использовались для обнаружения динамики проявления личностной рефлексии.
Об актуальности сюжетов можно делать выводы исходя из количества отказов:
Таблица 1. Количество отказов.
Класс |
Фильм |
||
1 |
2 |
3 |
|
11/м |
1 |
- |
1 |
11/д |
1 |
- |
1 |
Всего: |
2 |
- |
2 |
9/м |
8 |
16 |
2 |
9/д |
2 |
5 |
0 |
Всего |
10 |
21 |
2 |
Всего |
12 |
21 |
4 |
Из таблицы 1 можно увидеть, что наибольшее количество отказов получил сюжет №2 из фильма «Не болит голова у дятла». По количеству отказов (21 отказ из 30 ответов) и формальных ответов этот сюжет можно квалифицировать как не вызывающий рассогласования, в котором испытуемые отказывались идентифицировать себя с героями, ограничиваясь описанием сюжета. Следовательно, подобное рассогласование не является местом напряжения в подростковом возрасте и не создает ситуацию идентификационного конфликта. Возможно, что причиной отказов стало отсутствие в опыте испытуемых подобных отношений или их низкая значимость.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.