Способы разрешения идентификационного конфликта в подростковом возрасте, страница 11

Мы предполагаем, что подростки разрешают идентификационный конфликт, преобразуя предмет, который имеет для них значение. Специфика этого предмета также представляет особый интерес для исследования.

Если говорить о результатах разрешения идентификационного конфликта в рамках кризиса идентичности, то можно обратиться к теоретическим аспектам Э. Эриксона. Эриксон говорит о возрастном кризисе, имеющем двухполюсную структуру, с негативным и позитивным вариантами разрешения. Причем негативный выбор мы не можем обозначать как эффективный способ, способствующий окончательному разрешению конфликта. Процессуальное разрешение этого конфликта возможно двумя способами:

- формирование идентичности (процесс поиска новых возможностей, ролевого экспериментирования, решения проблем),

- диффузия идентичности (состояние неверия в свое будущее, негативного эмоционального фона, отказа от деятельности).

Формирование идентичности – процесс, который происходит на протяжении всей жизни человека: приобретенная идентичность изменяется под воздействия различных факторов, событий в жизни человека. Но наиболее важный возраст – подростковый. Если обратиться к произведению Г.Гессе, можно увидеть сложность и неопределенность этого процесса, а также те способы, которые Эмиль использовал для разрешения идентификационного конфликта:

Путь к себе у Эмиля был очень долгим. Осуществление проб себя в различных образах позволило ему найти то, что ему нужно: из философствующего гордого юнца (разочарованного «бессодержательностью и банальностью курса философии») он превращается в пьяного, глумящегося «забулдыгу и зубоскала», который «влачился в слепоте и тупости», но затем сам противопоставляет себя этому («новый импульс жизни пробудил во мне что-то прямо противоположное, желание чистоты, тоску по святому»). Механизм формирования идентичности сложно описать, но ясно, что он носит деятельностный характер.  Свои переживания и размышления Эмиль выносил вовне – на бумагу (рисуя себя, тот образ, который был для него идеальным, сопоставляя его с реальностью), в беседы с ненамного старшими его людьми, в музыку и ее обсуждение, в религию («мы люди. Мы творим богов и боремся с ними, и они благославляют нас»).  Такое отчуждение своих переживаний, взгляд на них со стороны и явился определяющим способом формирования идентичности Эмиля: теперь «мне достаточно склониться над этим черным зеркалом, и я уже вижу свой собственный образ».


Глава 2. Экспериментальное исследование способов разрешения идентификационного конфликта в подростковом возрасте.

Наше исследование направлено на обнаружение способов, которые использует подросток в процессе разрешения идентификационного конфликта.

Основная гипотеза нашего исследования звучит следующим образом:

Если в ситуации идентификационного конфликта подросток обращается к импульсивному способу его разрешения, то в этом случае проблема не решается, а откладывается, избегается, не производится анализ последствий действий.

Если в ситуации идентификационного конфликта подросток обращается к рефлексивному способу его разрешения, то это будет представлено как ориентация на достижение какого-либо результата, решающего проблему.

Предметом преобразования будет выступать Я, отношение других, собственное поведение.

Объект исследования: идентификационный конфликт.

Предмет исследования: способы разрешения идентификационного конфликта, используемые подростками.

Для проверки гипотезы нами был сформулирован ряд задач, которые стали опорными пунктами исследования:

1. описать типы идентификационных рассогласований в подростковом возрасте;

2. найти такие культурно закрепленные ситуации, в которых эти рассогласования были бы представлены, создать банк таких ситуаций;   

3. экспериментально исследовать обнаруженные ситуации, чтобы можно было:

- зафиксировать актуальность конфликта для подростка,

- увидеть работу рефлексии в разрешении противоречия,

- сопоставить наличие рефлексии и разрешение идентификационного конфликта;

4. создать теоретическую модель возможных способов разрешения идентификационного конфликта (то есть гипотетически описать предполагаемые способы разрешения идентификационного конфликта в подростковом возрасте);

5. выстроить эксперимент таким образом, чтобы можно было:

- создать ситуацию разрешения идентификационного конфликта для подростков;

- обнаружить и зафиксировать индивидуальные способы разрешения идентификационного конфликта на основе созданной модели;

- сделать выводы о существующих способах разрешения идентификационного конфликта.

Исследование проводилась в несколько этапов: на первом этапе была решена задача определения типов идентификационных рассогласований в подростковом возрасте; второй этап был посвящен решению задач по поиску ситуаций, репрезентирующих эти рассогласования, созданию банка таких ситуаций и их экспериментального исследования; на третьем этапе была разработана гипотетическая модель способов разрешения идентификационного конфликта в подростковом возрасте; четвертый этап решал задачи экспериментальной проверки модели способов разрешения идентификационного конфликта подростками.