Способы разрешения идентификационного конфликта в подростковом возрасте, страница 6


1.2 Идентификационный конфликт как специфическая черта подросткового возраста (понятие, сферы появления идентификационного конфликта).

Прежде чем подросток обретет идентичность и новое отношение к миру, ему предстоит разрешить идентификационный конфликт.

Специфику этого конфликта можно проиллюстрировать эпиграфом  к роману Г.Гессе «Демиан: История юности Эмиля Синклера»: «Я ведь всего только и хотел – попытаться жить тем, что рвалось из меня наружу. Почему же это было так трудно?». И в романе этот вопрос обостряется: «Неужели для каждого этот путь труден? Я тогда часто думал, что нужно покончить с собой». В чем же заключается идентификационный конфликт? Ответ на этот вопрос появляется только в конце романа, когда Эмилем пережиты все сложности возраста:

«Родиться всегда трудно. Вы знаете, птица с трудом выбирается из яйца».

Эта метафора описывает действительно рождение, но уже не рождение физическое, а рождение духовное, рождение Я. Происходит разрушение старого мира, яичной скорлупы, определявшей бытие ребенка и обеспечивавшей ему защиту; и появление нового мира, полностью неизвестного, неопределенного, отличного от прежнего и не имеющего жестких рамок и ориентиров, критериев добра и зла.

Идентификационный конфликт проявляется в кризисе идентичности. Исходя из теоретических положений Э. Эриксона, можно выделить следующие признаки идентификационного конфликта:

- расхождение между ролью и ее принятием значимыми другими;

- недостаток или отсутствие признания со стороны значимых других;

-  невозможность следовать принципу, диктуемому позицией, возрастом и полом;

- непонимание человеком, кто он такой.

Таким образом, в идентификационном конфликте происходят соответствующие столкновения, проблематизирующие идентичность и требующие своего разрешения.

Например, часто можно наблюдать ситуацию идентификационного конфликта для подростка, когда родители ожидают от него действий, соответствующих действиям взрослых (к реализации которых готов и сам подросток), и в то же время продолжают обращаться с ним как с ребенком. То есть конфликт провоцируют одновременное предъявление подростку следующих фактов: тебе уже 14 и тебе еще 14! «Такой разрыв может в любое время привести к кризису и требует решительного стратегического моделирования действия, ведущего к компромиссам, которые могут быть компенсированы только последовательным нарастанием чувства реальности достижений» (Эриксон, 1996, с.171). Человек должен быть способен «соединить оба ряда ценностей в ту идентичность, которая позволяет ему в работе и игре, в официальном и интимном поведении быть (и позволять другим быть) комбинацией большого и маленького мальчика» (Эриксон, 1996, с.171).

Говоря об идентификационном конфликте, Эриксон подчеркивает, что «отрочество является не болезнью, а нормативным кризисом, то есть нормальной фазой возникшего конфликта, характеризующейся кажущейся неустойчивосью «эго», с одной стороны, и высоким потенциалом роста – с другой. Подросток на заключительной стадии формирования идентичности страдает от смешения ролей более глубоко, чем когда-либо прежде или когда-нибудь будет страдать еще» (Эриксон, 1996, с.173).

Если исходить из описания оптимального чувства идентичности «как чувства психосоциального благополучия», которое характеризуется наличием ощущения «себя в своей тарелке» и внутренней уверенности в признании со стороны авторитетов», то можно говорить об отсутствии этих критериев в идентификационном конфликте (Эриксон, 1996).

Выготский пишет, что «то, что принято называть личностью является самосознанием человека, возникающим в подростковом возрасте: новое поведение становится поведением для себя, человек сам осознает себя как известное единство» (Выготский, 1990).

Вслед за Л.С.Выготским, К.Н.Поливанова в книге «Психология возрастных кризисов» рассматривает трехфазную структуру возрастного кризиса, состоящего из предкритической, собственно критической и посткритической фаз. Рассмотрим протекание кризиса идентичности по этим фазам.