Полагающая рефлексия онтогенетически появляется еще в младенческом возрасте, и предполагает «самое первое отличение самости субъекта от его жизнедеятельности в широком спектре ее возможных содержаний» (Слободчиков, Исаев, 1995). Ребенок начинает осознавать себя как нечто существующее в этом мире, выделяя себя из своего окружения через негативные определения, через то, что есть вокруг, через то, что не есть Я. Таким образом в опыте ребенка появляются предметы, имеющие название. Вывод, который делает ребенок, на данном этапе следующий: есть не Я.
В этом смысле к подростковому возрасту полагающая рефлексия в идентификационном конфликте может проявляться как фиксация проблемы, ее видение, без дальнейшего рассмотрения возможных путей ее решения. «Я понимаю, что проблема есть, она заключается в том-то» - но, ответа на вопрос, что с этим делать, подросток дать не может, да и не ставит такой вопрос в принципе.
Сравнивающая рефлексия предполагает «опознание субъектом себя в налично данном, очевидном мире и отождествление с ним» (Слободчиков, Исаев, 1995). Эта форма рефлексии предполагает способность увидеть несколько вариантов возможного выхода из проблемы, но на основе уже имеющихся в культуре и опыте подростка. Состояние подростка в отношении формирования идентичности можно сформулировать таким образом: я не знаю, чего я хочу, какой я есть и каким я хочу быть, но я точно знаю, чего я не хочу, каким я не являюсь и не хочу стать когда-либо. В более обобщенном виде это выглядит следующим образом: Я – это то, что не принадлежит не Я. Слободчиков В.И. и Цукерман Г.А. описывают работу сравнивающей рефлексии следующим образом: «Человек получает возможность оценивать себя и других в категориях главных ценностей, норм своего социума. Появляются оценочные шкалы, в терминах которых человек сравнивает себя с окружающими. Возникновение таких шкал, возможность на их основании сравнивать себя с другими, находить свое место в однородных рядах – это работа сравнивающей рефлексии» (Слободчиков, Цукерман, 1990).
Определяющая рефлексия - новообразование младшего школьного возраста, перенос которого также возможен в подростковый возраст. Индивидуальная способность устанавливать границы собственных возможностей, знать, что я знаю/умею и чего я не знаю/не умею. Эта способность порождает запрос на определенную информацию или способ действия.
Распознать эту форму рефлексии можно по признаку прекращения действия по тому образцу, который в этой ситуации неприменим, начинается поиск новых способов действия или выстраивания отношения с другими людьми. В подростковом возрасте это проявляется в способности перестроить отношения извне или реализовывать свое внутреннее состояние в действиях таким образом, чтобы соответствие между поведением, отношением окружающих и внутреннем состоянием подростка были тождественны.
Основное отличие рефлексии в подростковом возрасте от рефлексии более младших возрастов – это переход от интеллектуальной стороны рефлексии к непосредственно личностной, на основе которой перестраиваются не только операциональная сторона деятельности, но и смысловая.
Таким образом, можно сделать вывод о непосредственном влиянии рефлексии на процесс разрешения идентификационного конфликта.
1.4 Способы разрешения идентификационного конфликта в подростковом возрасте.
Если в подростковом возрасте постоянно не находят своего разрешения идентификационные конфликты, то это составляет угрозу разрешению кризиса и формированию идентичности. Пока человек находит способы сохранить целостность и понимает, что в своих действиях он реализует себя, что он это он, кризис не наступает. Как только происходит сбой в способностях разрешать конфликты, происходит утрата человеком себя относительно времени, места, системы социальных ролей, утрата чувства адекватности, то есть человек попадает в череду неразрешенных идентификационных конфликтов, или в кризис идентичности.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.