Способы разрешения идентификационного конфликта в подростковом возрасте, страница 17

* Содержательные ответы респондентов, репрезентирующие способы разрешения идентификационного конфликта подростками, зафиксированы в Приложении 5.

Так как возможность использования нескольких способов разрешения конфликтов была учтена, подсчитывалось именно количество используемых способов. Таким образом, у одного респондента можно было обнаружить более чем один способ.

Результаты и интерпретация.

1). Об актуальности текстов свидетельствуют высказывания респондентов.  Особо эмоциональными высказываниями были отмечены отрывки текстов, взятые из дневниковых записей:

«Мне очень понравился мой текст, в нем все как будто про меня. Я увидела себя, посмотрела на себя со стороны»

«В этом есть правда, в ее словах»

«Для меня эта история не придумана… Такое может быть на самом деле!!! Иногда и у меня такое происходит»

«Я и так на ее месте и не знаю, что делать»

«Мы похожи»

«Это типичная ситуация»

«Я уже свое мнение написала. И вообще, этот отрывок задел мое сердце. Я вспомнила тот вечер»

«Я ее прекрасно понимаю. У меня была подобная ситуация»

«Я бы на ее месте извинилась очень сильно. Хотя на ее месте я поступила так же. Сейчас я жалею об этом»

2). Основным предметом преобразования, который выбирают подростки, выступает собственное поведение. Это может быть связано с тем, что для подростков характерна ориентация на внешние атрибуты и показатели в принятии решения и анализе ситуации. Именно поэтому они меняют то, что можно обнаружить, увидеть, показать. В поведении изменения наиболее очевидны.

Также одним из наиболее предпочитаемых предметов преобразования среди восьмиклассников выступает «Я» подростка. Это может быть связано с тем, что прежде чем в поведении увидеть свои действии, увидеть себя, для них важно понимать, чем они в действительности обладают, что они представляют для себя.

3). В ходе экспериментального исследования был обнаружен новый способ разрешения идентификационного конфликта – рефлексивный, без предмета преобразования. Этот способ характеризуется тем, что подростком, на основе анализа ситуации и сделанного прогноза о возможных последствиях своих действий, принимается решение ничего не предпринимать в данной ситуации. Причем это решение является наиболее оптимальным из всех возможных, например: «Надо немного подождать. Я думаю, что эта ситуация такая только сейчас. Все люди всегда стоят перед таким выбором. Ничего менять не надо».

4). Важным является то, что в девяти случаях были предложены деструктивные выходы из ситуации, связанные с суицидом: «покончить с собой», «покончить жизнь самоубийствои», «повеситься», «застрелиться», «кончить в петле», «такие люди долго не живут», «кто этого не сможет – может застрелиться». Это свидетельствует об отсутствии ресурса для разрешения идентификационного конфликта и необходимости его «выращивать», создавать искусственные ситуации, в которых подростки могли бы получать опыт, вырабатывать способы, анализировать их эффективность.

5). Пять респондентов затрагивали в ответах тематику вредных привычек, от которых надо отказаться – алкоголь, наркотики, сигареты: «выпивка в барах не сотрет с его памяти ничего», «ему нужно завязать с «травкой», «ему нужно отказаться от курения», «в России отлично развита торговля наркотиками и сигаретами», «он мог бы напиться». Это может быть связано с мониторингами наркозависимости, проводящимися в школе, и желанием подростков в связи с этим предугадать проведение мониторинга и предоставить социально одобряемый вариант собственного поведения.

6). Отказ от эксперимента может быть обусловлен несколькими факторами, как объективными, так и субъективными. Одной из причин отказов, вероятно, является сложность некоторых текстов, которая повлекла за собой непонимание текста, а, следовательно, текст не выступил как идентификационное рассогласование для подростка. Еще одной причиной отказа может выступать низкая мотивация испытуемых, так как у них не было личной заинтересованности в результатах эксперимента.