Учительное известие при служебнике: Учебное пособие по «Практическому руководству для пастырей»

Страницы работы

Содержание работы

Л.Н. ПАРИЙСКИЙ

УЧИТЕЛЬНОЕ ИЗВЕСТИЕ

ПРИ СЛУЖЕБНИКЕ

УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ

ПО

«ПРАКТИЧЕСКОМУ РУКОВОДСТВУ ДЛЯ ПАСТЫРЕЙ»

ЛЕНИНГРАД, 1955 г.


«Учительное известие»

«Учительное известие» находится в конце служебника. Полное заглавие «Учительного известия» следующее: «Известие учительное, како долженствует иерею и диакону служение в церкви святей совершати и приуготовлятися к священнодейству, наипаче же к Божественней литургии, и каковыя бывают бедственныя и недоуменныя в скорости случаи, како в том исправлятися, предложися вкратце».

История происхождения «Учительного известия»

В Виленском служебнике 1617г. находится отдел под названием: «Наука иереом до порядного отправления службы Божее, велце потребная».

В основном содержании и в некоторых пунктах «Учительное известие» повторяет «Науку» буквально.

Особенности «Науки» Виленского служебника, не вошедшие в «Учительное известие»: католическое учение о времени освящения даров и многие наставления и предписания, например: о раздроблении Агнца четырьмя пальцами двух рук, о допущении к совершению Литургии, за болезнью священнодействующего, священника, поевшего и находящегося в смертном грехе.

Другую особенность «Науки» составляют отсутствие в ней целых отделов «Учительного Известия»: «Как хранить Божественные Тайны больных ради», в каких случаях священник может прервать службу ради причащения или крещения опасно больных.

В «Науке» нет и многих частных предписаний, например, о необходимости для достойного причащения быть в мире со всеми, избегать даже малых препятствий к совершению Литургии.

Кроме «Науки» Виленского служебника на содержание «Учительного известия» оказали сильное влияние статьи в требнике Петра Могилы (Киев 1646 г.), относящиеся к таинству Евхаристии.

Евхаристические статьи требника Петра Могилы есть переработка «Науки»; в них белорусский язык заменён церковно-славянским, опущены некоторые подробности, введены новые отделы, но католическое учение о времени пресуществления Святых Даров оставлено.

***

Патриарх Иоаким (девятый патриарх, родился в 1620 г., патриарх с 1674 по 1690 г., борец против старообрядцев, борец с латинской еретической пропагандой, сторонник печатных богослужебных книг) пожелал, чтобы был составлен и напечатан для духовенства сборник решений недоуменных случаев в служении Божественной литургии. Исполнение этого решения патриарха было возложено на сотрудника по исправлению богослужебных книг киевского монаха Евфимия. Он составил – от книг киевских, белорусских и иных «Воумление (вразумление), ему же кийждо, желаяй иерейства, должен навыкнути…» (См. рукопись Московской Синодальной библиотеки №433).

Почти всё содержание «Воумления» заимствовано из евхаристических статей требника Петра Могилы, но католическое учение о времени освящения Святых Даров заменено православным.

«Воумление» не было напечатано. Патриарх Иоаким скончался в 1690 году. Его преемнику – патриарху Адриану (Адриан – 10-й патриарх и последний перед Синодальным периодом, родился в 1627 г., с 1690 г. патриарх, скончался в 1700 г., автор грамоты о бороде: «бритые подобны котам и псам»), «случися святейшему патриарху тяжёлая и долговременная болезнь… и тако оста написание сие никим свидетельствовано» (Рукопись Московской Синодальной библиотеки № 433).

В служебнике 1699 г. появилось «Учительное известие».

«Учительное известие» есть повторение евхаристических статей требника Петра Могилы, иногда с большими сокращениями; нечто дополнено, например, правило приготовления мирян ко причащению, запрещение служить в раздраных одеждах, служить «на память» без служебника.

«Учительное известие», напечатанное в первый раз в служебнике 1699 г., было перепечатано в изданиях служебника 1705 г. и 1717 г.

В служебнике 1723 года «Учительного известия» нет, так как Святейший Синод нашёл, что редакция «Учительного известия» требует тщательного пересмотра, и потому постановил «до времени «Известия» при служебниках не печатать». Но в служебниках с 1734 года оно вновь появилось без изменения с прошлым изданием и с тех пор перепечатывалось во всех изданиях до 1917 года; изменялись только грамматические формы, но содержание оставалось неизменным. Напечатано «Учительное известие» и в современных изданиях служебника.

Содержание «Учительного известия»

По своему содержанию «Учительное известие» есть свод правил, выработанных на основании Апостольских и отеческих постановлений и обычаев церковной практики по вопросам о Евхаристии.

О месте совершения Евхаристии

«Евхаристия, кроме посвященнаго храма, нигдеже творится».

Это указание согласно с 58-м правилом Лаодикийского собора: «Не подобает епископам или пресвитерам совершать приношение в домах», но упускает 31 правило VI Вселенского собора: «Определяем, чтобы священнослужители, священнодействующие или крестящие в молитвенных храмах, находящихся внутри домов, творили сие не иначе, как по изволению местного епископа».

О храме и Антиминсе

«Храм святый да будет посвящен от самаго архиерея или в той прислан Антиминс посвященный, и по чину священие той храм приявший».

По древнегреческой и русской церковной практике, Антиминсы полагались лишь на престолы, не освящённые епископом, освящённые же не имели их. Впоследствии Антиминсы стали посылаться во все церкви, как освящённые епископом, так и неосвящённые. В греческой церкви этот обычай восходит к половине 13-го века, в Русской он утверждён собором 1667 г. Но «Учительное известие», опустив постановление собора 1667 г., воспроизвело прежнюю практику, так как руководствовалось Требником Петра Могилы, изданным в Киеве в 1645 году.

О священных одеждах

«Одеяния священная иерей да имеет по установленному богопреданному чину: стихарь, епитрахилий, нарукавницы, пояс, фелонь. Диакон же – стихарь, нарукавницы и орарь. И Божественные литургии без сего служити иерею и диакону отнюдъ не подобает».

Служения Литургии в полном облачении требовали и Стоглавый собор 1551 г. и славянские служебники 15-16 вв.

Необходимые условия для совершения Таинства Евхаристии

1.  Хиротонисанный иерей от архиерея,

2.  намерение и волю священнику имети крепко к совершению Тайны Тела и Крове Господни,

3.  вещь Тайне сей приличная: просфоры муки чистыя пшеничныя, квасныя, пять, и вино виноградное,

4.  совершение сея Тайны молитвою и словесы, с благословением руки иереевы: “и сотвори убо…”

К пункту 2-му: смысл слов «намерение и волю священнику имети крепко…» раскрывается из следующих: … «аще кто дерзнет служити тако просто, или помрачен от многого пьянства, мало что весть еже деет…»

К пункту 3-му: главное внимание должно быть на словах «вещь Тайне сей приличная…» При тяжёлых гражданских обстоятельствах, когда не было возможности достать кагора, архиереи допускали употребление другого вина, похожего по цвету и вкусу на кагор (водка и наливка никогда не допускались).

О приготовлении к Таинству Евхаристии

«Како подобает предуготовляти себе к достойному служению Божественныя литургии и причащению Божественных Христовых Таин».

«Тайна Святыя Евхаристии никогдаже освятится от мирянина, иподиакона и диакона – только от правильного иерея».

Это указание основывается на следующих канонических правилах:

18 правило I Вселенского собора: «…ни правилом, ни обычаем не предано, чтобы не имеющие власти приносити [разумеется - диаконы] преподавали приносящим [т.е. пресвитерам] Тело Христово».

Похожие материалы

Информация о работе