Учительное известие при служебнике: Учебное пособие по «Практическому руководству для пастырей», страница 3

В «Учительных Известиях» запрещается причащаться, если при утреннем умовении, «егда умывает уста», проглотит воду. Но святитель Тимофей, архиепископ Александрийский, учит, что может причаститься, если кто нечаянно («не хотя») проглотит воду.

О времени служения Литургии

«По древнему обычаю церковному время служения Литургии есть третий час дне, но можно и раньше начинать и совершать Литургию, только не раньше рассвета и не после полудня».

Этот древний обычай всегда соблюдался и в древней и в русской Церквах.

«По полудни подобает литургисати, егда Литургия вкупе с вечерней совершается: Преждеосвященная в Четыредесятнице, в Великую Субботу, в Навечерие Рождества Христова и Богоявления и в день Пятидесятый».

До рассвета совершается Литургия: в Рождество Христово, Богоявление и на Пасху, - в самое глубокое утро, непосредственно после заутрени.

Так и по древнейшим уставам: Великой Константинопольской Церкви
IX-X вв. и Студийского, по которому предписано вечерню в Великую Субботу начинать в 11 часов, Литургию в Пятидесятницу в 2 часа дня.

Об Антиминсе

«Антиминс, аще будет раздраный, диравый, или исчернелый, якоже письменам на нем сущим не познаватися, такожде и на пишемей бумаге, - никакоже на таком служити достоит».

Запрещение служить на разодранном или почернелом антиминсе вызвано не мыслью об утрате им святости, а вытекает из общего постановления о чистоте и целости священных одежд.

На Антиминсе надписывалось, какому храму он дан, когда и каким архиереем освящён. С утратой надписи Антиминс перестаёт быть показателем епископского дозволения на совершение богослужения. Отсюда и требование: он не должен быть настолько ветх «якоже письменам на нем сущим не познаватися».

Об одеждах на престоле

«На престоле подобает быти срачице единей, второй – индитии, сими бо престол одевается до земли, на верху же литон от тонкого и густого полотна, или шелковый, мерою (размером) таковый же, каковый антиминс».

Обычай покрывать Престолы одеждою восходит к глубокой древности. О них говорит святитель Иоанн Златоуст [беседа 51 на Евангелие от Матфея], отцы Константинопольского собора 536 года, святитель Симеон Солунский упоминает о двух одеждах: срачице и индитии.

Илитон не имел первоначально современного значения для завёртывания антиминса. Антиминсы в древности или пришивались к срачице, или прибивались к престолу гвоздями. Такая практика имела место ещё в требнике (1651 г.) патриархов Филарета и Иосифа. «Сверх срачицы», читаем в нём, «полагают священницы антиминс и пришивают его на четыре углы, да не како отступили от места своего». Но в 17-м же веке устанавливается и современный обычай завёртывания антиминса в илитон. Так в Львовском служебнике 1646 г., Киевском 1653 г. так сказано: «По возгласе “Да и тии с нами славят…” иерей распространяет илитон и антиминс в нем сущий». В Москве – в служебнике 1655 г. патриарха Никона указано простирать антиминс по возгласе «Да и тии с нами славят…» Эти изменения и вошли в «Учительное известие».

«Срачица и индитии и литон (илитон) да будут чисты, не раздраны и не диравы».

О чистоте и благоукрашении храма

«В церкви и в алтаре и на престоле всё должно быть чисто, цело, благообразно, пыли не должно быть. За чистотой следует тщательно смотреть, чтобы нерадением не уничижались бы Божественные Тайны».

О мерах в случае осквернения церкви

1.  «Если церковь и освященный престол будут осквернены, например, во время войны убийством человека в церкви, «или от телесныя нечистоты … осквернена будет» - надо совершить обычное, по архиерейскому благословению, очищение, до совершения в ней богослужения».

Если подобный случай произойдёт при служении Литургии до Великого входа, то иерей должен перестать служить, потребить хлеб и вино, как благословенные, не как Тело и Кровь Христовы, разоблачиться и не совершать службы.

Если это произойдёт после Великого входа – службу надо продолжать. Потом иерей должен с благословения архиерейского очистить и освятить церковь.

Молитвы на освящение церкви после её осквернения имеются в требнике митрополита Петра Могилы и в Большом требнике.

2.  «Если церковь будет осквернена нахождением в ней язычников, или еретиков, или отступников» - храм считается оскверненным, если язычники прикасались руками к священным вещам, тем более если они завладели храмом и совершили в нём свои богослужения или похоронили в церкви явного еретика, - храм должен быть освящён по епископскому благословению, и только тогда в нём можно литургисать.

Соответствующие молитвы на освящение осквернённого храма имеются в требнике митрополита Петра Могилы.

О священных сосудах

«Учительное известие» называет четыре священных предмета: потир или чаша, дискос, звезда и лжица. К сим сосудам потребны три покровца: один – на потир, другой – на дискос, третий – для покрытия обоих. Покровцы должны быть из хорошего материала, чисты и целы.

«Четыре же сии сосуды да будут златы или сребряны, или уже оловянны, да не будут же из каковыя либо меди, железны ниже древяны».

Золотые и серебряные освященные сосуды употреблялись с первых веков христианства. 73-е Апостольское правило подвергает отлучению за похищение золотых или серебряных сосудов.

О книге «Служебник»

«Книга Служебник всяко есть потребна к служению, на память же молитв да не глаголет: ибо аще иерей служити будет памятне без книги, смертно согрешит: зане многия споны, забвение же и запности тогда случаются, … и во усумнение людей введет …».

Обычай совершать Литургию без служебника был в 17-м и 18-м веках. Святитель Димитрий Ростовский рассказывает, что священник одной из Ростовских церквей служил Литургию без служебника и без чтения молитв, «токмо едины возгласы глагола: от старых попов сего навыкох и сказа по имени, от кого навыче». (Свт. Димитрий Ростовский, кн. 2, СПб, 1910г., с. 167).

О свечах за Литургией

«… свещи горящия, поне четыри или три, да будут при Литургии Божественней на Престоле, на жертвеннике пред иконами две (Спасителя и Божией Матери), на исхождение (Малый и Великий входы); в велицей же нужде две, или одна, ибо аще, кроме свещ, литургисати дерзнет иерей, смертно согрешит».

Свеча на жертвеннике не погашается до тех пор, пока не потребятся Святые Дары.

Свечи на Престоле и жертвеннике предписывается зажигать или гасить только иерею или диакону.

О прислужнике в Алтаре