Учительное известие при служебнике: Учебное пособие по «Практическому руководству для пастырей», страница 8

О свече на жертвеннике

«На жертвеннике, егда Божественныя Тайны принесены стоят, свеща зажжена да будет, дондеже потребятся Святая».

О соблюдении в чистоте священных сосудов
и других предметов по совершении Святого Таинства

«Иерей или диакон да измывает своими руками губу литонную, якоже и истиральную или плат, егда учернится и упылиться, добре над умывальницей олтарною; сие измовение часто да будет, во еже всегда измовенным им быти».

«Сосуды священныя, си есть чаша, дискос, звезда и лжица, часто истираны от праха да будут, такожде и от мокроты, во еже не пасти на них рже».

О чтении благодарственных молитв

«В конец же, по совершении Божественной литургии и по потреблении Божественных Таин, абие прежде совлечения священных одежд, или по совлечении из олтаря не исходя, иерей должен есть чести со всяким умилением, благодарным сердцем молитвы благодарныя по Святем причащении».

Како хранити Божественныя Таины больных ради

«Кивот, в немже имут хранитися Святыя Тайны – Тело Господне – покровен да будет, и на верху Крест, и всегда с Божественными Тайнами на престоле да стоит, а не на инем где месте».

«Божественныя Тайны не только в Великий четверток, но и в иные дни, по чину Великого четвертка, могут быть освящены, сушены и хранимы».

«Аще кивот злат, или серебрян, внутрь позлащен есть, сушеныя Тайны Святыя и без подложенныя бумаги да возлагаются».

«Аще сребрян не позлащен, или оловян, конечно да подстелется в нем чистая бумага, и на той Божественныя Тайны положатся».

«Божественныя Таины, в кивоте хранимыя, часто, со всякою достодолжною честью, откровенною главою поклонение сотворив, руце же измовены имея, на всяк день посещай [осматривай]».

«Аще же невозможно на всяк день, поне [хотя] во вторый или третий день, открыв сосуд, призирай [наблюдай], да не како нерадения и непризирания ради твоего сплеснеют, или растлеют от мокроты. И сего ради, яко уничтожитель Божественных Таин, и тяжко смертно согрешиши и извержения вине подлежати будеши».

Что делать иерею, если Святые Дары сплеснеют

«Никакоже да дерзнеши причастити сицевыми Тайнами, но иный агнец, по уставу ниженаписанному, ничтоже отлагая, ко служению себе приуготовав, Литургию Божественную начен, изми, освяти и изсушив сохрани, и сим больныя и требующия причасти. Сплеснелыя же или растленныя Тайны, на той же Литургии на жертвеннице, со останки Божественных Таин, всыпав в Потир, потреби».

О способе приготовления запасных св. Даров

В Великий четверг или в иной день «агнец вторый изми, и по чину, якоже в Великий пост ко Преждеосвященной Литургии сотвори: напаяй же Святый Агнец Животворящею Кровию над Святою чашею помалу лжицею, с великим опасением и искусством, еже бы не премочити его и не уканути где от излишества».

«Сушити напоенный Агнец подобает сице: прежде развей антиминс, положи дискос с Агнцем и покади окрест [престола], затем, сотворив лепотное [благоговейное] поклонение [перед престолом], раздроби святым копием Агнец на частицы малы, со всяким благоговением».

«По раздроблении же, положи плитяный камень или плинфу [кирпич, но лучше мраморную доску, или метлахские плитки, от которых нет пыли] на правую сторону Престола, при крае Антиминса. Вверху [наверх] камене – горшок железный или медный, со углием горящим. Возьми Святый дискос с раздробленными Божественными Тайнами и, возложи его верху скудельника [на металлическое блюдо, покрывающее сосуд с углями], опасно блюдый [с опасением наблюдая], да помалу [постепенно] иссохнут [высохнут] Божественные Тайны, превращая [поворачивая] тыя святым копием, или лжицей, да не како пригорят. Егда же добре согреется Святый дискос [т.е. сделается горячим от сильного жара], снимай его и полагай на покровце, да не вельми разгоревся, испалит Святыя Таины. Егда же устудится мало [остынет], паки возлагай его верху горшка или сосуда. Сие же твори многажды, дондеже иссохнут. Сухия же [высохшие] постепенно со всяким вниманием вложи в святый кивот и, покрыв [закрыв], положи на своем месте и, достодолжное поклонение сотворив, свей паки Антиминс.

В больших храмах, где служба ежедневно бывает, можно приготовлять несколько частиц, напоенных Кровию и оставлять в кивоте до утра. И тако творити на всяк день.

О причащении мирян в четыре поста

«Приходстии иереи прихожан своих о том да поучают, еже бы в чисте совести, всякий пол, аще возможно, в праздники, аще же ни, всячески (обязательно) бы в четыре посты в лете приуготовлялися на то».

Причащения четыре раза в год требует и 228 правило Номоканона и постановление Московского собора 1666 г.

Каких больных запрещается причащать

«Изумленным или обмершим Божественные Тайны подавати никакоже достоит, точию егда в себе приходят и умны, и в сочувствии от объумертвия бывают и егда в сокрушении сердечнем исповедание грехов своих творят».

Это предписание согласно с 18-м правилом Карфагенского собора и 83-м правилом VI Вселенского собора.

Как поступать иерею в случае недостатка причастия

«Аще мнози будут причастницы, никакоже да дерзнеши [недостающим во Святей чаше Божественней Крове или Тела] прилити вино, или хлеб простый всыпати: смертно бо тяжко согрешиши и извержения казни подпадаеши.

В таковом убо случае, повели иным до утрия пождати и, служив, причасти тыя, или хранимыя больных ради Божественныя Тайны всыпли во Святую чашу и причасти тыя по обычаю».

О пономарях

Пономарями называются прислуживающие в алтаре.

Иерей должен их зело учити, чтобы они надлежащее им дело со всяким благоговением соблюдали бы: при входе и выходе из Алтаря они должны совершать низкие поклоны. «Престола же Божественного, паче же самых Божественных на нем сущих Таин, такожде сосудов служебных и иных священных вещей, никакоже прикоснутися да дерзнут».

«Престол же и жертвенник иерею точию и диакону или иподиакону очищати и истирати».

О плодах истинного благочестия

«За истинное убо благочестие и правильное смотрительство, еже благоугождати Богу всяким тщанием и хранити церковное предание и чистоту телесную и душевную, повсюду людем Своим даст Господь мир и милость и благоденство всем благочестно живущим на земли. Посем и наследие в небесех всерадостных вечных красот подарствит: еже и буди получити христианским православным душам благодатию Иисус Христовою и предстательством Пречистыя Девы Богородицы Марии и молитвами всех святых. Аминь».



[1] И сотвори убо еже в чаши сей + честную Кровь Христа Твоего + преложив е Духом Твоим Святым. +