Учительное известие при служебнике: Учебное пособие по «Практическому руководству для пастырей», страница 5

5.  Если же в самом причащении, потребив часть, иерей сие познает, «да творит по преждеписанному, взем свежую пшеничную просфору, и, прочитав над нею и сотворив вся проскомидийная, да измет агнец, заколает же и прободает, и от сего места начнет: «В нощь, в нюже предаяшеся…» и словеса Господня, яже над хлебом токмо глаголати (над Чашей ничего не говорить), прочтя же молитву «Поминающе убо…» и «Твоя от Твоих…», да поднесет точию дискос с Божественным Агнцем». Затем прочитав молитву «Еще приносим Ти…» и «Господи, Иже Пресвятаго Твоего Духа…» со стихами, над агнцем да глаголет: «И сотвори убо хлеб сей честное Тело Христа Твоего, преложив его Духом Твоим Святым». Далее читает молитву: «Якоже быти причащающимся…» Все это иерей тайно глаголет, ничего вслух не возглашая, и так да причастится Божественного Тела и Крове Христовы и по ряду да совершит Божественную службу».

6.  «Если перед освящением иерей познает, что хлеб на дискосе неприличен для совершения на нём Таинства, а иного хлеба нет и приобрести пригодный для Таинства нет возможности, «абие да престанет служити».

7.  Если по освящении сие познает и не будет много хлеба, да не престанет служити, но да совершит Таинство.

В предупреждение указанных случаев «Учительное известие» рекомендует иерею наблюдать, чтобы пекли просфоры из чистой и хорошей муки, а не затхлой и непригодной для Таинства, и всегда иметь лишнюю просфору.

Перед совершением проскомидии иерей, взяв в руки просфору, должен осмотреть, в каком она состоянии.

На чёрствой, многодневной просфоре служить нельзя.

О недоуменных случаях с веществом для Крови Христовой

1.   «Если иерей перед освящением Крови, по освящении Тела, заметит, что вина в Чаше нет, только вода, «да выльет оную воду в некий чистый сосуд и абие влиет вино и немного воды, глаголя: «Един от воин копием ребра Его прободе…» Потом же да начинает от слов: «Подобне и Чашу по вечери, глаголя…» и прочая».

2.  «если иерей по изречении слов заметит, что нет вина во святой Чаше, только вода, такожде творит и глаголет, якоже речеся».

3.  «Если иерей в самом причащении обнаружит это, - да выльет воду в иной сосуд, в чашу же влиет вино и немного воды, глаголя: «Един от воин копием ребра Его прободе…» Затем начинает от слов: «Подобне и Чашу по вечери, глаголя: пийте от нея вси» [всё это глаголет тихо, не вслух]. Затем молитву «Поминающе убо…». И поднося чашу, глаголет: «Твоя от Твоих…» и молитву «Еще приносим Ти…» и молится: «Господи, Иже Пресвятаго Твоего Духа…» Пропустив всё, что глаголется над святым хлебом, диакон, аще есть, глаголет: «Благослови Владыко». Иерей: «А еже в Чаши сей…» и, благословляя только чашу, да глаголет: «Преложив е Духом Твоим Святым» и прочая вся молитвы до причащения, и тако причастився, совершит обычно службу Божественную.

Указания о воде

1.   «Воду же оную [которая была вылита из Чаши в иной сосуд] по совершении Божественной службы и по потреблении останков Божественных Таин, во святую чашу вместо очищения влиет и потребит».

2.  Если на проскомидии забудет иерей влить воду во святую чашу и вспомнит об этом до освящения святыя Чаши, да влиет абие [тотчас] мало воды, глаголя: «Един от воин копием ребра Его прободе и абие изыде кровь и вода, и видевый…» Если вспомнив, что не влил, не влиет, - смертно согрешит.

3.  Если вспомнит по освящении, да не вливает, но вливает только обычную теплоту в своё время.

Предупреждения о вине

Иерей и диакон, прежде влития вина в чашу, должен смотреть, чтобы вино было не оцетно (уксусно), не заплесневело, не загнило… Если узриши, что вино неприлично для Таинства, «служити не дерзай».

Б.                 О произнесении слов Господних на соборном служении

Если служат иереи мнози, подобает купно глаголати, «а не предварити комуждо себе глаголати особь, как словеса Господня: «Приимите, ядите…» и «Пийте от нея вси…», так и «Сотвори убо хлеб сей…» и «А еже в Чаши сей…», «Преложив Духом Твоим Святым».

О случаях забвения произнесения слов Господних, или молитв,

или тайносовершительных слов

Если служащий иерей забыл, произнёс ли он словеса Господни над хлебом и вином, или молитву «Господи, Иже Пресвятаго Твоего Духа…», или словеса совершения («И сотвори убо хлеб сей…», «А еже в Чаши сей…», «Преложив Духом Твоим Святым») и был бы в смущении о освящении Таин, «излишне да не смущается, но потиху … да глаголет Господня словеса, начав от места: «В нощь, в нюже предаяшеся…» и молитвы даже до конца совершит».

В.                О затруднительных случаях с иереем, служащим Литургию

1.  «Если иерей, служащий литургию, «прежде освящения Тела и Крови тяжко разболится, так, что не в состоянии продолжать службу, или скоропостижно скончается, - служба останавливается».

2.  «Если это произойдёт по освящении и совершении Тела и Крове Христовых, то:

A.  Если в церкви будет второй священник – «слушаяй Литургию, да совершит Божественную литургию, начен от места, егоже первый преста». Если разболевшийся иерей не умер, но жив и может принять Божественные Тайны, то служащий за него иерей «да отломит малую часть Святого Агнца и, почерп лжицею Божественныя Крове, да причастит его, сам же по чину да причастится и совершит службу обычно».

B.  Если тогда «иного иерея не будет, еже совершити службу и потребити Святая, тогда кто-нибудь из благоговейных и чистых мужей должен взять покровец и осторожно, не касаясь голой рукой Святых Даров, должен покрыть их так, чтобы ничто не могло попасть на дискос или во Святую чашу, пока не явится другой священник». (Если есть металлический футляр, - покрыть футляром дискос и Чашу.)

Что должен делать приглашённый в таком случае священник?

Священник должен отслужить полную Божественную Литургию на новом агнце и вине, начиная от проскомидии. Литургия должна быть совершена в ближайший день, или в день происшествия, но на другом Престоле, если есть в храме. По потреблении нового освященного Агнца, священник должен потребить прежний Агнец и испить Божественную Кровь, или же всыпать всё в Чашу и потребить у жертвенника.

Если несчастный случай произошёл до освящения Святых Даров, то иерей иной или прежний (если выздоровел) должен совершить полностью литургию на новых Дарах и, по отнесении их на жертвенник и по потреблении их, должен потребить оставшиеся хлеб и вино, не как Тело и Кровь Христову, но как благословенные хлеб и вино.

О возможности прекращения служения Литургии
смертныя ради нужды