5. Если же в самом причащении, потребив часть, иерей сие познает, «да творит по преждеписанному, взем свежую пшеничную просфору, и, прочитав над нею и сотворив вся проскомидийная, да измет агнец, заколает же и прободает, и от сего места начнет: «В нощь, в нюже предаяшеся…» и словеса Господня, яже над хлебом токмо глаголати (над Чашей ничего не говорить), прочтя же молитву «Поминающе убо…» и «Твоя от Твоих…», да поднесет точию дискос с Божественным Агнцем». Затем прочитав молитву «Еще приносим Ти…» и «Господи, Иже Пресвятаго Твоего Духа…» со стихами, над агнцем да глаголет: «И сотвори убо хлеб сей честное Тело Христа Твоего, преложив его Духом Твоим Святым». Далее читает молитву: «Якоже быти причащающимся…» Все это иерей тайно глаголет, ничего вслух не возглашая, и так да причастится Божественного Тела и Крове Христовы и по ряду да совершит Божественную службу».
6. «Если перед освящением иерей познает, что хлеб на дискосе неприличен для совершения на нём Таинства, а иного хлеба нет и приобрести пригодный для Таинства нет возможности, «абие да престанет служити».
7. Если по освящении сие познает и не будет много хлеба, да не престанет служити, но да совершит Таинство.
В предупреждение указанных случаев «Учительное известие» рекомендует иерею наблюдать, чтобы пекли просфоры из чистой и хорошей муки, а не затхлой и непригодной для Таинства, и всегда иметь лишнюю просфору.
Перед совершением проскомидии иерей, взяв в руки просфору, должен осмотреть, в каком она состоянии.
На чёрствой, многодневной просфоре служить нельзя.
1. «Если иерей перед освящением Крови, по освящении Тела, заметит, что вина в Чаше нет, только вода, «да выльет оную воду в некий чистый сосуд и абие влиет вино и немного воды, глаголя: «Един от воин копием ребра Его прободе…» Потом же да начинает от слов: «Подобне и Чашу по вечери, глаголя…» и прочая».
2. «если иерей по изречении слов заметит, что нет вина во святой Чаше, только вода, такожде творит и глаголет, якоже речеся».
3. «Если иерей в самом причащении обнаружит это, - да выльет воду в иной сосуд, в чашу же влиет вино и немного воды, глаголя: «Един от воин копием ребра Его прободе…» Затем начинает от слов: «Подобне и Чашу по вечери, глаголя: пийте от нея вси» [всё это глаголет тихо, не вслух]. Затем молитву «Поминающе убо…». И поднося чашу, глаголет: «Твоя от Твоих…» и молитву «Еще приносим Ти…» и молится: «Господи, Иже Пресвятаго Твоего Духа…» Пропустив всё, что глаголется над святым хлебом, диакон, аще есть, глаголет: «Благослови Владыко». Иерей: «А еже в Чаши сей…» и, благословляя только чашу, да глаголет: «Преложив е Духом Твоим Святым» и прочая вся молитвы до причащения, и тако причастився, совершит обычно службу Божественную.
1. «Воду же оную [которая была вылита из Чаши в иной сосуд] по совершении Божественной службы и по потреблении останков Божественных Таин, во святую чашу вместо очищения влиет и потребит».
2. Если на проскомидии забудет иерей влить воду во святую чашу и вспомнит об этом до освящения святыя Чаши, да влиет абие [тотчас] мало воды, глаголя: «Един от воин копием ребра Его прободе и абие изыде кровь и вода, и видевый…» Если вспомнив, что не влил, не влиет, - смертно согрешит.
3. Если вспомнит по освящении, да не вливает, но вливает только обычную теплоту в своё время.
Иерей и диакон, прежде влития вина в чашу, должен смотреть, чтобы вино было не оцетно (уксусно), не заплесневело, не загнило… Если узриши, что вино неприлично для Таинства, «служити не дерзай».
Если служат иереи мнози, подобает купно глаголати, «а не предварити комуждо себе глаголати особь, как словеса Господня: «Приимите, ядите…» и «Пийте от нея вси…», так и «Сотвори убо хлеб сей…» и «А еже в Чаши сей…», «Преложив Духом Твоим Святым».
О случаях забвения произнесения слов Господних, или молитв,
или тайносовершительных слов
Если служащий иерей забыл, произнёс ли он словеса Господни над хлебом и вином, или молитву «Господи, Иже Пресвятаго Твоего Духа…», или словеса совершения («И сотвори убо хлеб сей…», «А еже в Чаши сей…», «Преложив Духом Твоим Святым») и был бы в смущении о освящении Таин, «излишне да не смущается, но потиху … да глаголет Господня словеса, начав от места: «В нощь, в нюже предаяшеся…» и молитвы даже до конца совершит».
1. «Если иерей, служащий литургию, «прежде освящения Тела и Крови тяжко разболится, так, что не в состоянии продолжать службу, или скоропостижно скончается, - служба останавливается».
2. «Если это произойдёт по освящении и совершении Тела и Крове Христовых, то:
A. Если в церкви будет второй священник – «слушаяй Литургию, да совершит Божественную литургию, начен от места, егоже первый преста». Если разболевшийся иерей не умер, но жив и может принять Божественные Тайны, то служащий за него иерей «да отломит малую часть Святого Агнца и, почерп лжицею Божественныя Крове, да причастит его, сам же по чину да причастится и совершит службу обычно».
B. Если тогда «иного иерея не будет, еже совершити службу и потребити Святая, тогда кто-нибудь из благоговейных и чистых мужей должен взять покровец и осторожно, не касаясь голой рукой Святых Даров, должен покрыть их так, чтобы ничто не могло попасть на дискос или во Святую чашу, пока не явится другой священник». (Если есть металлический футляр, - покрыть футляром дискос и Чашу.)
Священник должен отслужить полную Божественную Литургию на новом агнце и вине, начиная от проскомидии. Литургия должна быть совершена в ближайший день, или в день происшествия, но на другом Престоле, если есть в храме. По потреблении нового освященного Агнца, священник должен потребить прежний Агнец и испить Божественную Кровь, или же всыпать всё в Чашу и потребить у жертвенника.
Если несчастный случай произошёл до освящения Святых Даров, то иерей иной или прежний (если выздоровел) должен совершить полностью литургию на новых Дарах и, по отнесении их на жертвенник и по потреблении их, должен потребить оставшиеся хлеб и вино, не как Тело и Кровь Христову, но как благословенные хлеб и вино.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.