Учительное известие при служебнике: Учебное пособие по «Практическому руководству для пастырей», страница 2

28 Апостольское правило: «Аще кто, епископ, или пресвитер, или диакон, праведно за явные вины изверженный, дерзнет коснутися служения, некогда ему порученнаго, таковый совсем да отсечется от церкви».

Препятствия к достойному литургисанию и причащению.

1.  Нахождение под запрещением и отлучением архиерейским (это же относится к мирянам, которые, находясь под запрещением иерейским или архиерейским, переходят к другому духовнику и причащаются Пречистым Тайнам).

2.  Нахождение в смертном грехе. Если совесть обличает иерея до совершения Литургии, да не дерзнёт литургисати, дондеже очистит себя от того греха, чрез устную исповедь пред духовником и крепким намерением не возвращаться к греху. Если уже при служении Литургии иерей познает себя в смертном грехе, должен принять решение о скорейшем исповедании греха и глубоко сокрушаться о грехе своём.

3.  Вражда, гнев против ближнего, – служить Литургию при таком настроении нельзя. Это основывается на словах Спасителя (Мф. 5, 23). Два указания: примириться, если обиженный здесь; если же оскорблённый находится далеко, а служить надо, примириться с ним в сердце, и по нужде может совершать Литургию.

4.  «Многоядение и питие вечернее; после полуночи ничего не подобает вкушати». Правило 29 VI Вселенского собора: «Правило отец Карфагенского собора (48 правило) повелевает, дабы священнодействие алтаря (Литургия) совершати было не иначе, разве людьми неядшими, кроме одного в году дня, в который Вечеря Господня совершается. Последуя апостольским и отеческим преданиям, определяем, яко не подобает в Четыредесятницу, в четверток последния седмицы разрешати пощение и так всю Четыредесятницу бесчествовати».

5.  «Всяк иерей и диакон, имеяй жену, от смешения ея пред литургисанием воздержатися всяко должен есть неколикия [т.е. несколько] дни, но и по служении дне того; не воздержайся бо и служай, тяжко согрешает». 13 правило VI Вселенского собора: «… иподиаконы, прикасающиеся Священным таинствам, и диаконы, и пресвитеры, в свои урочные времена, воздерживалися от сожительниц своих».

Вышеизложенные пять обстоятельств являются препятствием и для мирян к достойному причащению Святых Христовых Таин.

Вслед за этими пятью препятствиями, «Учительное известие» указывает ещё четыре препятствия к достойному служению Литургии и причащению Святых Таин:

1.  рассеянность,

2.  тоскливость,

3.  уныние.

Первые три препятствия отмечал ещё святитель Иоанн Златоуст. «Никтоже уныл, - говорит святитель Иоанн Златоуст в 83-й беседе на Евангелие от Матфея, - никтоже расслаблен да приступает, но все пылающим сердцем и горящим духом и воздвижени. Если иудеи, стоя и обутые в сандалии, держа жезлы в руках с поспешностью ели Пасху, много паче тебе бодрствовати подобает».

Четвертое препятствие: «…движение телесное от осквернения во сне бываемое».

Осквернение во сне считается препятствием к совершению Литургии и 161 статьёй Номоканона. Если священник сам подал повод к ночному осквернению, не должен литургисать.

Все эти предостережения «Учительного Известия» имеют целью внушить, что священник должен иметь свою совесть чистою от упрёков в грехах. Этого требует величие Тайны Литургии, на которой «Христос – Бог и человек, невидимо под видимыми хлеба и вина виды, в снедь верным предлежит и истинно дается… Достойно служай и причащаяйся Божественных Таин не только оставление грехов получает, но и освящения и благодати изрядныя сподобляется».

Церковный чин приготовления к служению Литургии и причащению

Священнослужитель или хотящий причаститися, должен с вечера накануне совершить или выслушать вечерню по чину церковному, повечерие, молитвы ко сну и определённые каноны и акафисты Божией Матери, или Господу Иисусу, или святым дня седмицы и Ангелу своему хранителю. Утром же – утреню, 1-й, 3-й, 6-й, 9-й часы и изобразительны.

«Если иерей и диакон, и миряне, готовящиеся к причащению, указанное церковное правило, всё или часть некую, самовольно, по лености или по небрежности оставят, - смертно согрешат». [«Учительное известие», С. 490]

По указанию в служебнике, помещённому вслед за «Учительным известием», в воскресение вечером следует прочесть канон Господу Иисусу, параклисис Богородице (ирмосы: «Воду прошед…»), каноны: Архангелам и, «если кто хочет», Ангелу Хранителю.

В понедельник вечером: канон Господу Иисусу, параклисис Богородице, святому Иоанну Предтече и Ангелу Хранителю.

В вторник вечером: канон Господу Иисусу, Богородице – канон Одигитрии «или ин некий» и Ангелу Хранителю.

В среду вечером: канон Господу Иисусу, параклисис Богородице, Ангелу Хранителю, святым апостолам (и святителю Николаю, аще кто изволит).

В четверг вечером: канон Животворящему кресту, параклисис Богородице, Ангелу Хранителю.

В пяток вечером: канон Господу Иисусу, акафист Богородице, канон Ангелу Хранителю и всем святым.

В субботу вечером: канон Господу Иисусу, параклисис Богородице и Ангелу Хранителю.

Если священник не будет иметь времени для прочтения всех правил, вследствие исповедования или крещения больных и совершит Литургию без вычитывания положенного правила – не согрешит, но молитвы пред причащением «неотложно да глаголет пред Литургиею», а по окончании обедни восполнит всё пропущенное.

Не следует читать правило во время всенощной, как делают некоторые.

На Пасхальной седмице священнослужителям, готовящимся к Святому Причащению, нет оснований читать каноны в понедельник – Бесплотным силам, во вторник – св. Иоанну Предтече и др., так как на Пасхальной седмице службы дневным святым не совершаются.

В «Правиле ко Святому Причащению» (Издание Московской Синодальной типографии 1893 г.) говорится: «Ведомо буди, яко во святую седмицу Пасхи вместо вечерних и утренних молитв поются часы Пасхи; вместо же канона Господу Иисусу и параклисиса Богоматери чтется канон Пасхи с Богородичны его, прочии же по днем седмицы опускаются». О том же упоминается в церковных ведомостях 1890 г. 3 37; 1897 г. № 14 и 1898 г. №13.

О соблюдении чистоты и опрятности

перед совершением Литургии и перед Причащением

«Священник и диакон должны быть чистыми и по телу и иметь на себе чистые и цельные одежды из уважения к Пречистым Тайнам Христовым. Зубы надо вычистить с вечера, а не по утру».