Учительное известие при служебнике: Учебное пособие по «Практическому руководству для пастырей», страница 6

«Аще иерей начнет литургисати и в проскомидии будет действе, или уже в Литургии до Входа великаго позовется смертныя ради каковыя приключаемыя нужды, аще крестити или исповедати, а не в дальнем расстоянии, да оставит на том месте служение и идет борзо тамо, и сотворив болезненному [больному] в самой смерти надежно спасение, возвратився, докончит Божественную службу; в церкви же велит чтением апостола, или псалмов, или канонов, или поучением ко спасению полезным, пришедшия люди пользовати в тое время».

Это предписание «Учительного известия» стоит на почве общецерковного взгляда. «Аще чие дитя нерадения ради умрет некрещено, три лета да не причастится» [Номоканон, 58 ст.]. «Священник – страж в нощи и во дня с крещением, и покаянием, и причащением» (Поучение святительское к новопоставленному иерею). Указание во время отсутствия священником занять богомольцев чтением апостола или псалмов находит себе параллель в Типиконе в Великую Субботу, когда оглашенные крестились в крещальне, а в церкви читались паримии.

Что делать, если священник замедлит возвращением с требы,
и будет уже поздно служить Литургию

Если священник оставил службы только по проскомидии, он может в тот день не литургисать, но на следующий день должен совершить полностью Литургию, а по потреблении Святых Даров, должен и ранее приготовленные хлеб и вино потребить особо, как выше сказано.

Указание в каком случае нельзя оставлять Литургию
для совершения требы умирающему

«По Великом Входе и по освящении Даров да не оставляет совершати Литургию, в волю Божию о болезненном полагаяся».

Указание, что делать с испортившимися Святыми Дарами

«Аще Святые Дары, освященные или неосвященные, вследствие долгого отсутствия священника, растлеются, т.е., оплеснеют и окиснут, так что невозможно их будет употреблять, священник сия взем, в текущую реку да всыплет».

Об обязанности иерея, совершающего Литургию,
причаститься Святых Таин

«Аще который иерей, …литургисав, не причастится Божественных Таин, тяжко смертно вельми согрешит и извержения вине подлежит».

Так же сказано в 8-м Апостольском правиле.

Что должен делать священник,
если в Чашу впадет муха, паук или ино что ядовитое

«Аще пред освящением святых Даров муха впадет во Святую Чашу, да измется и, в бумагу обвита, да сожжена будет [в печке или в кадиле]».

«Аще же паук или ино что ядовитое пред освящением Святых Даров впадет в чашу, да излияно будет из Святой чаши во иный чистый сосуд и по совершении службы излиется в текущую реку. Во Святую же чашу иное вино и мало воды да влиет иерей, глаголя сии словеса: «Един от воин копием ребра Его прободе и абие…».

«Аще же по освящении сие будет, и страшно или мерзко будет иерею впадшее с Божественною кровию поглотити, тогда сохранно [бережно], со всяким блюдением [предосторожностью] да измет впадшее, еже не уканати [капнути] нигдеже ничтоже от Божественныя Крове, над иным же потиром, или честным сосудом вином трижды добре да измыет изъятое. Изъятое же да свиет в бумагу, или в некое чистое полотенце и, по совершении Литургии, животное оное с бумагою или полотенцем на плинфе [кирпиче] или на чистом камне да сожжет, пепел же под Святою трапезою да вкопает; вино же оное, имже животно изъятое измовено бысть, в текущую реку да излиет; аще река далече будет, под престол, яму ископав, идеже ногама попираема не бывает, да влиет и закрыет».

Предусмотренный «Учительным Известием» вопрос обсуждался в греческой литературе, и на основании её дано невыполнимое указание – выкапывать яму под престолом. Из величайшего благоговения к Святым Дарам «Учительное известие» сохранило форму ответа, данного до него. Так, Никифор Исповедник ответил на вопрос, как поступить, если бы в сосуд со Святыми Дарами упало бы какое-либо маленькое животное. Никифор Исповедник дал ответ: «[…] сжечь и, после сожжения, закопать под Святой трапезой». Такой же ответ дал Родосский митрополит Нил (14 век). «Уничтожь то пресмыкающееся и закопай под Святой трапезой или в другом сокровенном месте, да не будешь наветником своей жизни». Киевский Номоканон (1620 г.) говорит: «Развали оное ползущее и погреби е под Святою трапезой, или на ином сокровенном месте».

Указания в случаях пролития Святой Крови

1.  «Аще что от Божественныя Крове нерадением служащего иерея уканет, смертно согрешит».

2.  «Аще на доску уканет (и аще возможно будет ему склонитися и достигнути), языком да излижет; аще невозможно губою [губкою] да истрет; потом доску остругав, стружки на плинфе [кирпиче] или на чистом камени да сожжет, пепел же под Престолом да вкопает».

3.  Подобные указания даются «Учительным Известием», если Святая Кровь уканет на голую землю, на камень (например, мраморный пол), на сукно или ковёр.

4.  Если Божественная Кровь уканет на индитии престольные, на антиминс, на покровцы, на облачения, устами «да осмокчет», а потом должен иерей сначала антиминсовой губкой [«губою»] тщательно вытереть это место, а затем, подложив антидорное блюдо или святую чашу, трижды вымыть чистою водою следы Крови, «воду же оную излить в текущую реку, индитии же иссушив, паки да облечет ими святую трапезу». Также, разумеется Антиминс, покровцы и облачения.

Что должен делать священник,
если он разольёт Святую Чашу, и в ней немного останется
Божественной Крови или и совсем не останется

Все четыре указания Учительного Известия о случаях пролития Святой Крови повторяют наставления святителя Симеона Солунского [1429 г.] и Киевского Номоканона 1620 г.

Если «мало что» [хотя бы несколько капель] «останет во Святой Чаши» после несчастного случая пролития Святой Крови по освящении Святых Даров, - иерей «сею да причастится и совершит службу».

Если ничего не останется во Святой Чаше, «да влиет паки вино и мало воды в ню, глаголя словеса проскомидийная: «И абие изыде кровь и вода…» И да освятит, начен (начав) от места онаго: «Подобне и чашу по вечери, глаголя: пийте от нея вси…» и прочая и молитвы «Поминающе убо…» и «Твоя от Твоих», глаголя, едину чашу подносит и «Еще приносим Ти…» и «Господи, Иже Пресвятаго Твоего Духа…» со стихами, и только на едину чашу глаголет, благословляя: «А еже в чаши сей…»[1] и «Преложив е Духом…» и молитву «Якоже быти причащающимся…» и всё до конца, и так да причастится.

Все же эти молитвы и возгласы тайно да глаголет; в церкви же да поют в своё время приличные стихи, дондеже исправится в таковых случаях, чтобы стоящие в церкви люди неунывно стояли».

Об ответственности священника за несчастные случаи со
Святыми Дарами