Учительное известие при служебнике: Учебное пособие по «Практическому руководству для пастырей», страница 4

«… послужитель во олтаре всяко мужеский пол да будет. Аще бо священник сам себе во олтаре, наипаче же в Божественней литургии спомогати будет, Божественныя Тайны уничижит и Самого Христа в них Сущаго … и … смертно согрешит» («Учительное известие»).

О входе в Алтарь мирян

Вход в Алтарь запрещён всем мирянам: «никому из всех, принадлежащих к разряду мирян, да не будет позволено входить внутрь Священного олтаря» (69-е правило VI Вселенского собора).

«Не подобает жене во олтарь входити» (44-е правило Лаодикийского собора), но по 15-му правилу свт. Никифора, патриарха Цареградского «монахиня входит в Святый алтарь и помогает». («Дозволяется монахиням входить в алтарь только своих монастырей» [Номоканон при Большом требнике]).

С разрешения патриарха Тихона и епархиального архиерея в настоящее время разрешается пожилым монахиням убирать Алтарь и прислуживать в нём.

О поведении священника во время служения

«Во всем служении Божественныя литургии, иерей должен быть кроток, тих, примирен и благоговеен… Молитвы со всяким благоговением, благочестно и велиим вниманием, прилежно и всецело, ничтоже оставляя (т.е. выпуская) да чтет, известно ведый, яко Бог от уст его, якоже некия многоценныя бисеры, сия приемлет. Служити же со страхом и трепетом иерей должен есть, смиренным же зрением очес, и благоговейным поднесением рук, и всем действом (действиями), благочестным же стоянием и всею поставою внешнею, изобразити имать внутреннюю свою веру …».

Такие же наставления в Литургии свт. Иоанна Златоуста (см. молитвы: «Никтоже достоин…» и др.), в Литургии свт. Василия Великого («Да молчит всякая плоть человеча…»).

О веществе для Таинства Тела Христова

«Вещь Тайны Тела Господа нашего Иисуса Христа есть хлеб от чистыя пшеничныя муки, водою простою естественною смешанный и добре испеченный, квасный, непресоленый, свежий и чистый. Пресный бо хлеб, аще и пшеничный будет, в церкви святей восточной православно-кафолической, самою вещию Тела Христова никакоже быти может».

Основание: хлеб пшеничный, ибо Сам Господь сравнивал Себя с зерном пшеницы (Ин. 12, 24); хлеб квасный, ибо такой хлеб благословил Господь на Евхаристии и такой употребляли апостолы для причащения (Мф. 26, 26; Деян. 2, 42-46; 1 Кор. 11, 23-24: άρτος – хлеб поднявшийся, от αίρω - поднимаю).

Употребление опресноков и в древности и в более позднее время рассматривалось как отступление от нормы.

«Иный же хлеб, кроме самыя пшеницы, квасный, из всякаго жита семен, или и из пшеничныя муки и естественныя воды и квасный, но млеком, или маслом, или яйцы помазанный, зацвелый же, сплеснелый, или изгорчал - вещию Тела Христова быти не может».

Запрещение употреблять для Евхаристии хлеб, помазанный молоком, маслом и яйцами, основывается на 3-м Апостольском правиле и 57-м правиле VI Вселенского собора, запрещающих приносить к Алтарю молоко и мёд.

О веществе для Таинства Крови Христовой

«Вещество Крове Христовы есть вино от плода лознаго, не смешанное с каковым либо иным питием, кроме еже из гроздия; в проскомидии же влияти мало в вино воды, и по освящении Таин теплыя воды, якоже чин имать».

32-е правило VI Вселенского собора, обличая армян, не смешивающих вино с водой, указывает, что армяне идут против апостольского предания, затем правило 32-е ссылается на чин проскомидии свт. Иоанна Златоуста, на Литургию апостола Иакова, свт. Василия Великого, на 37-е правило Карфагенского собора и заключает:

«Аще кто епископ или пресвитер творит не по преданному от апостолов чину (см. 3-е Апостольское правило) и, воду с вином не соединяя, сим образом приносит Пречистую Жертву, да будет извержен, яко несовершенно таинство возвещающий и преданное нововведением повреждающий» («несовершенно», т.е. неполно).

«Вином не могут быти вся соки, источены от различных овощей и ягод, си есть яблочный, грушевый, вишневый, терновый, малиновый и иныя сим подобныя».

Совершение Евхаристии не на вине запрещено 3-м Апостольским правилом: «Аще кто епископ или пресвитер, вопреки учреждению Господню о жертве принесет к Алтарю вместо вина приготовленный из чего либо другой напиток (мёд, молоко), да будет извержен из священного чина».

«Учительное известие» далее говорит, что нельзя служить на вине, если оно «кислостию во оцет претворится».

«Смертно согрешает яко преступник церковного предания, иерей, если на проскомидии не влиет мало воды в вино, или в свое время по освящении Святых Таин, не влиет мало теплыя воды, или вместо теплыя хладную влиет воду».

Вливать воду в проскомидии или по освящении в потир должно с великим тщанием, еже бы вину свойственнаго вкуса не изменити в водный, ибо Тайна в сицевом вине не совершится, и служай тяжко согрешит».

Разрешение недоуменных случаев, могущих произойти на Литургии:

A.  с веществом;

B.  в совершении богослужебного чина;

C.  с совершителем Таинства.

А                            О недоуменных случаях с веществом для Тела Христова

 «Учительное известие» предусматривает следующие случаи:

1.  Если служащий иерей до освящения познает, что хлеб на Престоле, на дискосе, ко освящению предложенный, затхлый, плесневый, житный или пресный, - «абие да отложит сей, да возмет же иный, свежий и чистый пшеничный, и глаголет над ним тихо: «В воспоминание Господа и Бога…» и вся прочая проскомидийная, и положив его на святом дискосе, да жрет и прободает». И затем продолжает службу с того места, с какого прервал её, и освятит новый агнец.

2.  Если иерей заметит это пред самым произнесением божественных слов: «Приимите ядите…», то, приготовив новый агнец, как сказано выше, начнёт с молитвы: «С сими и мы блаженными силами…».

3.  Также творит иерей, - если каким-либо образом не обрящется агнец на дискосе, будет ли это до Великого входа или по Входе.

4.  Если по освящении иерей заметит это, то по вышеуказанному творит, взяв просфору иную пшеничную свежую и, «вся проскомидийная над ней изглаголав, да измет агнец и от молитвы: «С сими и мы блаженными силами…» да начнет и обычно освятит и службу совершит».