ПЛАН
1. Два пути ко спасению.
2. Установление Таинства Брака.
3. Ветхозаветное понимание брака и христианский взгляд на деторождение.
4. Обручение.
5. Венчание.
6. Семья.
Брак и девство всегда nочитались христианами, как два указанных Священным Писанием пути, ведущих к одной цели – вечной блаженной жизни в Царствии Небесном. Так, Сам Господь Иисус Христос, отвечая на утверждение учеников, что лучше не жениться, говорит: «He все вмещают слово сие, но кому дано... Кто может вместить, да вместит» (Мф. 19, 10 – 12). Апостол Паавел благословляет: «безбрачным же и вдовам говорю: хорошо им оставаться, как я» (1 Кор. 7,8). Св. Игнатий Богоносец в письме к Поликарпу Смирнскому пишет: «A кто может в честь плоти Господней nребывать в чистоте, пусть nребывает, но без тщеславия» [1, с. 294].
Девство ставится выше брака для тех, кто может сохранить его в чистоте. На вопрос «nочему?» можно ответить словами апостола Павла: «неженатый заботится о Господнем, как угодить Господу; а женатый заботится о мирском, как угодить жене» и такая же «разность между замужнею и девицею» (1 Кор. 7, 32 – 33). Конечно, человек, не отягощенный попечением о своей «второй nоловине», о детях, о домашнем хозяйстве, может всецело посвятить себя молитве и служению Богу и ближним. И значительное большинство житий святых повествуют нам именно о таких христианах, являя вступающим на путь монашества множество примеров для nодражания.
А, между тем, Святая Церковь всегда благословляла и другой путь – путь супружества – путь «...двух верующих, имеющих одну и ту же надежду, живущих по одним правилам, служащих Единому Госnоду» (1, с.29З].
Божественное установление брака заключается уже в самом акте сотворения человека – мужчины и женщины. Самим Творцом человеческая природа разделена на две половины, ни одна из которых не является совершенной. И только супруги могут взаимно дополнить друг друга свойствами своего пола. О супружеской паре, как едином целом, единой плоти свидетельствует сотворение жены из ребра – части тела – мужа. Из библейского повествования о сотворении человека, неоднократно nовторяемого в молитвах чиноnоследования венчания, видно, что Господь благословил супружество еще в раю, сказав: «nлодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю» (Быт. 1,28). «Потому оставит человек отца своего и мать свою, и прилепится к жене своей; и будут (два) одна плоть» (Быт. 2, 24; Мф. 9, б; Ефес. 5, З1).
Сам Господь Иисус Христос nрисутствием своим на браке в Кане Галилейской благословил, возвысил и освятил супружеский союз. «Чудо претворения воды в вино Спасителем прообразовало действие благодати Таинства, которым земная супружеская любовь возвышается до любви небесной, соединяющей души о Госnоде» [1, с. ЗОб]. Когда вино на брачном пире иссякло, Господом дано было новое вино, чудом сотворенное из воды. Так и отношения супругов, не греховные по своей сути, но лишившиеся благодати вследствии rрехоnадения, соделываются благодатными, освящаясь Таинством Брака, приближаясь к своему nервообразу союзу Христа с Церковью.
О супружестве, как образе таинственноrо единения Христа с Церковью говорит св. аn. Павел в послании к ефесянам. Любовь мужа к жене – зто подобие любви Спасителя к Церкви, за которую Он отдал Себя на крестную смерть. Любовно-смиренное повиновение жены мужу – подобие отношения Церкви ко Христу, истинных её последователей, своими страданиями и мученической смертью подтвердивших любовь к Господу. Само по себе то, «что человек, оставив nроизведшеrо его, родившего, воспитавшеrо, и ту, которая зачала его, болела им, в болезнях родила, оставивши тех, которые столько благодетельствовали, к которым он привык, – сочетавается с тою, которой прежде не видел, которая ничеrо не имеет с ним общего, и предпочитает её Bceму…»; по слову свт. Иоанна Златоуста, есть «таинство великое, заключающее в себе какую-то сокровенную мудрость» [2, c. 422]. Тем более велико это Таинство, когда супружеский союз блаrословляется во образ духовного союза Христа и Церкви.
Такое таинственное понимание брака, как вечноrо союза, было чуждо избранному народу до пришествия в мир Сына Божия. Сущность и цель брака заключалась в воспроизводстве рода. Для её достижения допустимыми считались все средства – многоженство, внебрачное сожительство и даже расторжение брака. С христианской же точки зрения, как вечен союз Христа и Его Церкви, так и нерасторжимым должен быть союз двух любящих супругов. Две молитвы венчания повторяют слова Спасителя: «что Бог сочетал, того человек да не разлучает» (Мф. 19, 6). В Ветхом 3авете продолжение рода было самым очевидным и совершенно необходимым знаком Божьего благословения» [3, с.220]. От престарелых и неплодных родителей – Авраама и Сарры, 3ахарии и Елисаветы, Иоакима и Анны – по воле и милости Божией родились Исаак, Иоанн Предтеча и Пресвятая Дева Мария. В первой же молитве венчания приведены и другие ветхозаветные примеры, когда Господь изливал благословение на Своих избранников в рождении детей – Исаак и Ревека, Иаков и Рахиль, Иосиф и Асенефа. И, напротив, бесплодный брак считался проклятием, тяготеющим над супружеской четой, в особенности над женщиной.
Конечно, «деторождение и воспитание детей - величайшая радость и подлино Божие благословение. Не существует христианского брака без чистого и горячего желания обоих родителей обладать зтой радостью, делить её друг с другом» [3. с.248]. И в молитвах венчания испрашивается супружескои паре благословение Божие на рождение и воспитание детей. Так, одна из молитв гласит: «даждь им плод чрева, доброчадие... И да узрят сыны сынов своих, яко новосаждения масличная окрест трапезы их» [4, с. 108J. «Брак, в котором дети не желательны, основан на поврежденной эгоистической и похотливой любви» [3, с.248]. Но если Господь и посылает супругам столь скорбное испытание, как отсутствие детей, то и переносить его они должны вместе, поддерживая и укрепляя друг друга и уповая на милость Божию.
Итак, два христианина, желающие прожить жизнь совместно, «в единомыслии душ и телес» [4, c.109] и твердой вере, испросив благословение воспитавших их родителей по плоти и духовного отца, приходят в храм Божий, «так как муж принимает жену от Бога и Его Церкви» [5, с. 353]. Возжженные свечи, которые подает жениху и невесте священник в энак духовной радости, символизируют их чистоту и целомудрие, напоминая о мудрых девах, встречающих Жениха со светильниками. Свет делает явными все дела человека. И в первой же молитве священник просит Господа: «Сам благослови и рабы Твоя сия, наставляя я (их) на всякое дело благое» [4, C.93].
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.