Христианское понимание брака (на основе анализа чинопоследования)

Страницы работы

8 страниц (Word-файл)

Содержание работы

ПЛАН

1.  Два пути ко спасению.

2.  Установление Таинства Брака.

3.  Ветхозаветное понимание брака и христианский взгляд на деторождение.

4.  Обручение.

5.  Венчание.

6.  Семья.

Брак и девство всегда nочитались христианами, как два указанных Свя­щен­ным Писанием пути, ведущих к одной цели – вечной блаженной жизни в Цар­ствии Небесном. Так, Сам Господь Иисус Христос, отвечая на утверждение учеников, что лучше не жениться, говорит: «He все вмещают слово сие, но кому да­но... Кто может вместить, да вместит» (Мф. 19, 10 – 12). Апостол Паавел бла­го­словляет: «безбрачным же и вдовам говорю: хорошо им оставаться, как я» (1 Кор. 7,8). Св. Игнатий Богоносец в письме к Поликарпу Смирнскому пишет: «A кто может в честь плоти Господней nребывать в чистоте, пусть nребывает, но без тщеславия» [1, с. 294].

Девство ставится выше брака для тех, кто может сохранить его в чистоте. На вопрос «nочему?» можно ответить словами апостола Павла: «неженатый за­ботится о Господнем, как угодить Господу; а женатый заботится о мирском, как угодить жене» и такая же «разность между замужнею и девицею» (1 Кор. 7, 32 – 33). Конечно, человек, не отягощенный попечением о своей «второй nоловине», о детях, о домашнем хозяйстве, может всецело посвятить себя молитве и слу­же­нию Богу и ближним. И значительное большинство житий святых повествуют нам именно о таких христианах, являя вступающим на путь монашества мно­же­с­тво примеров для nодражания.

А, между тем, Святая Церковь всегда благословляла и другой путь – путь супружества – путь «...двух верующих, имеющих одну и ту же надежду, жи­ву­щих по одним правилам, служащих Единому Госnоду» (1, с.29З].

Божественное установление брака заключается уже в самом акте сотво­ре­ния человека – мужчины и женщины. Самим Творцом человеческая природа раз­делена на две половины, ни одна из которых не является совершенной. И толь­ко супруги могут взаимно дополнить друг друга свойствами своего пола. О су­пружеской паре, как едином целом, единой плоти свидетельствует сотворение жены из ребра – части тела – мужа. Из библейского повествования о сотворении человека, неоднократно nовторяемого в молитвах чиноnоследования венчания, видно, что Господь благословил супружество еще в раю, сказав: «nлодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю» (Быт. 1,28). «Потому оставит человек отца своего и мать свою, и прилепится к жене своей; и будут (два) одна плоть» (Быт. 2, 24; Мф. 9, б; Ефес. 5, З1).

Сам Господь Иисус Христос nрисутствием своим на браке в Кане Гали­лей­ской благословил, возвысил и освятил супружеский союз. «Чудо претво­ре­ния воды в вино Спасителем прообразовало действие благодати Таинства, ко­то­рым земная супружеская любовь возвышается до любви небесной, соеди­ня­ю­щей души о Госnоде» [1, с. ЗОб]. Когда вино на брачном пире иссякло, Гос­по­дом дано было новое вино, чудом сотворенное из воды. Так и отношения супру­гов, не греховные по своей сути, но лишившиеся благодати вследствии rре­хо­nа­де­ния, соделываются благодатными, освящаясь Таинством Брака, приближаясь к своему nервообразу союзу Христа с Церковью.

О супружестве, как образе таинственноrо единения Христа с Церковью го­ворит св. аn. Павел в послании к ефесянам. Любовь мужа к жене – зто по­до­бие любви Спасителя к Церкви, за которую Он отдал Себя на крестную смерть. Лю­бовно-смиренное повиновение жены мужу – подобие отношения Церкви ко Христу, истинных её последователей, своими страданиями и мученической смер­тью подтвердивших любовь к Господу. Само по себе то, «что человек, ос­та­вив nроизведшеrо его, родившего, воспитавшеrо, и ту, которая зачала его, бо­ле­ла им, в болезнях родила, оставивши тех, которые столько благодетель­ство­ва­ли, к которым он привык, – сочетавается с тою, которой прежде не видел, кото­рая ничеrо не имеет с ним общего, и предпочитает её Bceму…»; по слову свт. Ио­анна Златоуста, есть «таинство великое, заключающее в себе какую-то сокро­венную мудрость» [2, c. 422]. Тем более велико это Таинство, когда супру­жес­кий союз блаrословляется во образ духовного союза Христа и Церкви.

Такое таинственное понимание брака, как вечноrо союза, было чуждо из­бран­ному народу до пришествия в мир Сына Божия. Сущность и цель брака за­ключалась в воспроизводстве рода. Для её достижения допустимыми считались все средства – многоженство, внебрачное сожительство и даже расторжение бр­ака. С христианской же точки зрения, как вечен союз Христа и Его Церкви, так и нерасторжимым должен быть союз двух любящих супругов. Две молитвы вен­чания повторяют слова Спасителя: «что Бог сочетал, того человек да не разлу­ча­ет» (Мф. 19, 6). В Ветхом 3авете продолжение рода было самым очевидным и со­вершенно необходимым знаком Божьего благословения» [3, с.220]. От пре­ста­релых и неплодных родителей – Авраама и Сарры, 3ахарии и Елисаветы, Ио­а­кима и Анны – по воле и милости Божией родились Исаак, Иоанн Предтеча и Пре­святая Дева Мария. В первой же молитве венчания приведены и другие вет­хо­заветные примеры, когда Господь изливал благословение на Своих избран­ни­ков в рождении детей – Исаак и Ревека, Иаков и Рахиль, Иосиф и Асенефа. И, на­против, бесплодный брак считался проклятием, тяготеющим над супружеской четой, в особенности над женщиной.

Конечно, «деторождение и воспитание детей - величайшая радость и под­ли­но Божие благословение. Не существует христианского брака без чистого и го­рячего желания обоих родителей обладать зтой радостью, делить её друг с дру­гом» [3. с.248]. И в молитвах венчания испрашивается супружескои паре бла­гословение Божие на рождение и воспитание детей. Так, одна из молитв гла­сит: «даждь им плод чрева, доброчадие... И да узрят сыны сынов своих, яко но­во­саждения масличная окрест трапезы их» [4, с. 108J. «Брак, в котором дети не желательны, основан на поврежденной эгоистической и похотливой любви» [3, с.248]. Но если Господь и посылает супругам столь скорбное испытание, как от­сутствие детей, то и переносить его они должны вместе, поддерживая и укреп­ляя друг друга и уповая на милость Божию.

Итак, два христианина, желающие прожить жизнь совместно, «в едино­мыс­лии душ и телес» [4, c.109] и твердой вере, испросив благословение воспи­тав­ших их родителей по плоти и духовного отца, приходят в храм Божий, «так как муж принимает жену от Бога и Его Церкви» [5, с. 353]. Возжженные свечи, которые подает жениху и невесте священник в энак духовной радости, символи­зируют их чистоту и целомудрие, напоминая о мудрых девах, встречающих Же­ниха со светильниками. Свет делает явными все дела человека. И в первой же мо­литве священник просит Господа: «Сам благослови и рабы Твоя сия, настав­ляя я (их) на всякое дело благое» [4, C.93].

Похожие материалы

Информация о работе